Официальная позиция Кластера “РАЭК / Экономика совместного потребления” по законопроекту о налогообложении самозанятых граждан

Дата публикации: 26 Октября 2018

Официальная позиция Кластера “РАЭК / Экономика совместного потребления” по законопроекту о налогообложении самозанятых граждан

25 октября 2018 г. Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, предусматривающий введение нового налога – «налога на профессиональный доход». В качестве эксперимента данный налог планируется ввести с 1 января 2019 г. в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Новый налоговый режим предназначен для физических лиц, работающих на себя, не имеющих наемных работников и получающих ежемесячный доход не более 200 тыс. руб. в месяц. Пакет законопроектов также вводит штрафы за неполную либо несвоевременную оплату «налога на профессиональный доход».

По разным оценкам, в России насчитывается от 13 до 20 млн человек, работающих на себя, то есть подпадающих под определение самозанятых. Многие из них пользуются шеринг-сервисами: онлайн-платформами, соединяющими поставщика и получателя услуг. Примером могут служить услуги ремонта, доставки, уборки помещений, образовательные сервисы и многие другие услуги, нередко оказываемые в режиме «физическое лицо физическому лицу».

Считаем, что определение статуса самозанятых и введение льготной ставки налогообложения доходов данной категории граждан (4% для тех, кто оказывает услуги физлицам, 6% для тех, кто оказывает услуги юрлицам и ИП) является важным шагом, позволяющим миллионам граждан России работать в правовом поле.  Это даст возможность кредитования в банках на основе официально подтвержденных доходов, получать медицинское обслуживание по ОМС и пользоваться другими «обычными» сервисами, которые сегодня доступны предпринимателям и наемным работникам.

Вместе с тем при введении нового субъекта регулирования – «оператора электронной площадки», подчеркиваем необходимость учитывать различия бизнес-моделей шеринг-сервисов, часть из которых не участвует в транзакции между пользователями, не принимает денежные средства за услуги и (или) комиссию от стоимости услуги, не имеет необходимую информацию о сторонах и факте сделки, фактически лишены возможности идентифицировать пользователей в достаточной степени и взаимодействовать с ними способами, указанными в законопроекте. Кроме того, полномочие ФНС определять требования (критерии) к операторам электронных площадок представляется неоправданно широким, поскольку требования к участникам гражданского оборота, их права и обязанности могут определяться лишь федеральным законодательством, в то время как ФНС вправе определять порядок технического взаимодействия с различными организациями в случаях, предусмотренных законом.

Одновременно предлагаем максимально упростить систему отчетности и уплаты налога для самозанятых и осуществления данных функций прежде всего с помощью онлайн-сервисов. Кроме того, мы убеждены, что законодателям важно сосредоточиться на позитивном стимулировании самозанятых граждан к «выходу из тени». Необходимо разработать систему мотивации – бонусов и налоговых вычетов для граждан, регистрирующихся в качестве самозанятых; предлагаемый в проекте налоговый вычет в размере 10 тыс. руб. не может считаться достаточным стимулом. Без позитивного стимулирования у налогового эксперимента нет шансов на успех.

Положения о штрафах для тех, кто несвоевременно либо не в полной мере уплатил налог на профессиональный доход, вызывают недоумение. Такие меры лишь отпугнут от регистрации в качестве самозанятых либо демотивируют граждан работать на себя, заниматься своим делом. Следует также учитывать, что отработка схемы взимания нового налога с большой степенью вероятности может сопровождаться техническими сбоями, а значит, даже те, кто будет точно следовать букве закона, могут оказаться под угрозой штрафов.

Налогообложение самозанятых должно быть максимально комфортным.

Это главное условие выхода их «из тени». Низкая ставка налога, простота уплаты, минимум отчетности плюс бонусы за регистрацию – вот формула успеха налогового эксперимента. Важно также, чтобы от нового налога не пострадали шеринг-сервисы. Многие из них не участвуют в транзакциях между пользователями. При этом законопроект предусматривает штрафы для «оператора электронной площадки.

Антон Губницын

Антон Губницын

ТИАР-ЦентрГенеральный директор

Мы уверены в том, что при доработке пакета законопроектов «о самозанятых» необходимо уйти от попыток собрать денег «здесь и сейчас» и сосредоточиться на задаче долгосрочного развития самозанятости. Именно эта задача (обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами) зафиксирована в майском указе Президента России и указана в качестве цели разработки законопроектов о самозанятых.

Предлагаем Государственной Думе ФС РФ учесть особенности шеринг-сервисов, разработать раздел о позитивном экономическом стимулировании (бонусах) для граждан, регистрирующихся в качестве самозанятых, а также исключить из текста законопроекта положения о штрафных санкциях – как минимум на период проведения налогового эксперимента, до момента введения «налога на профессиональный доход» на всей территории Российской Федерации.