Новшества в регулировании трансграничной интернет-торговли: официальная позиция Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”

Дата публикации: 23 Ноября 2015

Сегодня в собственном материале газеты КоммерсантЪ была представлена информация, посвященная обсуждению новой концепции норм регулирования трансграничной интернет-торговли.

Этот вопрос обсуждается на экспертном уровне уже достаточно давно, в том числе много предложений было сформулировано за последний год в рамках Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”, часть из них вошли в Долгосрочную программу развития интернета в РФ и связанных рынков.

В связи с публикацией представленной выше информации в газете КоммерсантЪ, Кластер “РАЭК / Электронная коммерция” считает необходимым сообщить о своей официальной позиции по данному вопросу:

  1. РАЭК приветствует меры, направленные на обеспечения равных правил ведения бизнеса в сегменте электронной торговли на территории РФ – как для отечественных, так и для зарубежных игроков. Причём не только в вопросе изменения политики взимания пошлин и налогов, но и в сфере соблюдения прав всех участников процесса, в первую очередь – потребителя.

  2. При этом мы заостряем внимание на том, что введение любых новых мер возможно только при условии создания четкой, прозрачной и понятной для потребителей и бизнес-игроков системы,

  3. Также необходима дополнительная экспертиза, с целью соотнесения потенциальной экономической выгоды в результате реализации предлагаемых мер (для участников рынка и государства) – с затратами на реализацию данных мер и дальнейшему администрированию, и с последствиями для населения.

Таким образом, эксперты РАЭК считают, что среди базовых и необходимых элементов концепции должны быть такие пункты, как:

  • Прозрачность для покупателя: как, за что и в каком объеме / в каком порядке взимается пошлина;
  • Отсутствие дополнительной нагрузки на самого покупателя: процедура должна быть автоматизирована и проходить исключительно в электронной форме;
  • Необходимо экономическое обоснование принимаемых мер.

Пояснения:

Вопрос автоматизации и прозрачности процедуры является одним из ключевых, который необходимо учитывать, в том числе ссылаясь на международную практику.

  • Так в странах ЕС действительно существуют сравнимые ограничения. Но, во-первых, у множества стран есть режимы свободной торговли друг с другом (все страны внутри ЕС, частично между ЕС и США, Канадой), во-вторых, отсутствует пошлина или НДС на ряд категорий товаров. В-третьих – весь процесс оплаты сборов автоматизирован.

  • Наконец, в России не отработаны схемы возврата НДС при экспорте-импорте посылок, в отличие от, например, Великобритании, где иностранный продавец может зарегистрироваться в системе для учета и возврата НДС онлайн.

Если принять за основу информацию, представленную в прессе, мы классифицируем предложенные нововведения в регулирование трансграничной торговли чрезвычайно жесткими и мы хотели бы обратить внимание также на возможные негативные последствия:

  • С учетом падения реальных доходов населения, такие меры приведут к снижению потребления.

  • Не стоит забывать и то, что зарубежные участники рынка электронной коммерции, работающие с российскими потребителями, стали играть важную роль в развитии российского рынка логистики, да и просто в привлечении пользователей к интернет-покупкам. В значительной степени улучшение качества и оборотов локальных служб логистики, в первую очередь – Почты России, стимулировалось за счет международных отправлений. В случае уменьшения объемов трансграничной торговли и отсутствия их замещения локальными игроками – по бизнесу логистических компаний и служб доставки может быть нанесен серьезный удар.

  • К сожалению, нововведения по предложенным мерам, опубликованным в СМИ, наводят на мысль о том, что конечным выгодоприобретателем могут оказаться не потребители или участники рынка, а лишь структуры, которые будут заниматься администрированием сборов. Этого сценария развития событий необходимо избежать любыми возможными способами, так как в случае его реализации удар придется по всем без исключения прогрессивным игрокам рынка электронной коммерции, а также по конечному потребителю.

Тем не менее, несмотря на возможные негативные последствия, РАЭК отмечает, что при грамотном регулировании рынка трансграничной торговли и введении новых норм с учетом изложенных выше рекомендаций, российский покупатель в итоге останется в выигрыше: как за счет увеличения защищенности его прав, так и благодаря быстрым процедурам доставки и обмена (пусть и при небольшом увеличении цен на товары).

При этом будут и выравниваться конкурентные условия для российских и иностранных игроков, развиваться экономика страны.