Директор РАЭК: для дальнейшего развития полноценной цифровой экономики, интегрированной в мировую, прежде всего необходима смена парадигмы регулирования отрасли

Дата публикации: 6 Апреля 2018

Директор РАЭК: для дальнейшего развития полноценной цифровой экономики, интегрированной в мировую, прежде всего необходима смена парадигмы регулирования отрасли

6 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге открылся 9-й Российский форум по управлению интернетом --  RIGF 2018. На пленарной сессии форума с докладом выступил директор Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

Сергей представил объемный доклад (скачать PDF, 10 Mb), в котором подробно рассказал о том, что представляет из себя Рунет сегодня: от истории развития до трендов.

Опыт взаимодействия Отрасли и Государства

Многие старожилы Рунета до сих пор вспоминают встречу 1999 года Владимира Путина (тогда Председателя Правительства России) с интернет-общественностью, первую встречу на таком уровне, итогом которой стали гарантии свободного развития интернет-бизнеса в России, которые не нарушались впоследствии.

Как мы видим, итогом стало зарождение уникальной российской интернет-экономики, появление и занятие прочных позиций национальными ИТ-лидерами, заметное положение на международных рынках и в интернет-среде.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Сергей отметил, что предпосылки для этого, конечно, заключались в замечательном кадровом резерве России, в уникальной математической школе и предрасположенности наших молодых талантов к точным наукам.

“Отрасль считает, что большую роль сыграл как раз режим полного благоприятствования со стороны государства в начале 2000-х годов”, - подчеркнул Сергей.

Цифровая экономика России

В 2017 году Аналитическим отделом РАЭК был разработан собственный подход к описанию / измерению объемов Экосистемы Цифровой Экономики.

Мы понимаем под Экосистемой Цифровой Экономики России – все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.

Также мы предлагаем рассмотрение Экосистемы через декомпозицию на 7 ХАБОВ (Государство и общество, Маркетинг и реклама, Финансы и торговля, Инфраструктура и связь Медиа и развлечения, Кибербезопасность, Образование и кадры).

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Каждый из Хабов может быть исследован по 10 СРЕЗАМ (Разработка и дизайн, Аналитика и данные, AI и Big Data, Hardware, Бизнес-Модели, Интернет Вещей, Mobile, Платформы, Регулирование, Стартапы и инвестиции).  Участники Экосистемы, объединенные в ХАБЫ, могут быть рассмотрены с точки зрения УРОВНЯ (их 3) вовлеченности в Цифровую Экономику

“Сегодня не стоит вопрос о том, будет у нас цифровая экономика или не будет. Цифровая экономика обязательно наступит.  Единственный вопрос, который стоит сегодня: будет ли у нас своя цифровая экономика, или чужая? Наша задача заключается в том, чтобы она была своя”, - подчеркнул Плуготаренко.

История регулирования интернет-отрасли

По мнению аналитиков РАЭК современное состояние регулирования сферы связи, информации и информационных технологий основывается на принятых в 2003-2006 гг. федеральных законах:  «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных».

Сегодняшнее состояние регулирования в нашей отрасли характеризуется наличием многочисленных изменений, которые были внесены в эти законодательные акты после 2012 г., что, в частности, принесло противоречия в терминологическом использовании и толковании целого ряда ключевых понятий.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Смена парадигмы регулирования

Сергей также подчеркнул, что сегодня наблюдается смена парадигмы регулирования.

В условиях бурного развития информационных технологий (как в глобальном масштабе, так и в нашей стране) и их проникновения во все сферы деятельности остро стоит вопрос о целесообразности классической парадигмы подхода к регулированию отраслей цифровой экономики.

Вместо традиционной «телекоммуникационной» необходима комплексная «инфокоммуникационная» парадигма.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Смена парадигмы регулирования связана со следующими очевидными объективными факторами, подтверждающими радикальные отличия современной ситуации от уровня развития технологий конца 20-го столетия (непосредственно предшествовавшего формированию действующей системы законодательства):

  • Фактическое замещение «традиционных» сетей связи (модель одна сеть – одна услуга) мультисервисными сетями на основе интернет-технологий (модель одна сеть – множество услуг);

  • Резкое увеличение скорости передачи цифровой информации независимо от её объёма и местоположения участников информационного обмена, а также резкое удешевление практически любых способов обработки, копирования и хранения информации в цифровом виде, в том числе адресованной неограниченному кругу лиц. Увеличение количества участников информационного обмена и объектов, генерирующих цифровую информацию, что, в свою очередь, повлекло за собой взрывной рост объёмов создаваемой и передаваемой цифровой информации;

  • Превращение интернета в ключевую технологическую основу развития коммерции и большинства бизнес-процессов, играющих основополагающую роль в современной экономике практически всех стран мира, и формирование широкого набора предоставляемых компаниями «интернет-сервисов» (оказание услуг в электронной форме);

  • Обострение коллизий между общественными интересами в сфере обеспечения свободы доступа к информации (и, в частности, к достижениям мировой науки и искусства) и коммерческими интересами обладателей прав на различные объекты интеллектуальной собственности;

  • Появление не известных еще несколько лет назад новых технологий обработки и передачи информации (облачные технологии, интернет вещей, big data) приводит к изменению текущих и формированию новых бизнес-процессов и функций, а также к возникновению новых видов угроз;

  • Возникновение и развитие качественно новых видов коммуникаций между людьми, требующих как серьёзного внимания с точки зрения подготовки граждан (в первую очередь подрастающего поколения) к жизни в условиях нового информационного общества, так и обеспечения интересов личности, общества и государства в сфере информационной безопасности

“Решением может стать перестройка законодательство по многоуровневой модели - по аналогии с многоуровневым устройством сетевых протоколов”, - комментирует Сергей Плуготаренко и приводит возможные модели:

  • На «нижнем» уровне действуют операторы телекоммуникационной инфраструктуры, владельцы, операторы сетей и иные организации, относимые к «операторам связи» в традиционном понимании;

  • На следующем уровне возникают базовые услуги обработки и передачи цифровой информации, решаются вопросы сетевой адресации и идентификации;

  • На третьем уровне действуют операторы различных сервисов и приложений, появляются вопросы шифрования сообщений и их удостоверения (подписания);

  • На четвёртом уровне регулирования определяется правовой статус информации как «контента» (с точки зрения её содержания) и как объекта интеллектуальных прав.

“Кроме того, может быть выделен и «нулевой» уровень регулирования, связанный с размещением телекоммуникационной (информационной) инфраструктуры на объектах гражданских прав, не регулируемых в настоящий момент нормами законодательства о связи либо об информации”, - подчеркнул директор РАЭК.

Сергей также отметил, что для оценки отношения отрасли к новым и существующим законам, регулирующим онлайн-экономику, у РАЭК есть специальный проект “Правовой дайджест”.

Хочу обратить особое внимание, что отраслевые эксперты устойчиво обозначали характер регулирования сферы высоких технологий последнего времени – как Запретительно-ограничительный.

Осознавая все объективные факторы, влияющие на развитие и поддержку такой концепции, эксперты Рунета отмечают огромную национальную, общественную, технологическую и экономическую ценность российского сегмента сети Интернет и призывают к государственной поддержке отрасли, которая может заключаться в том числе в стимулирующем ее развитие законодательстве. Все мы понимаем: сегодня необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики – на Инновационно-стимулирующий режим. При этом отрасль сегодня готова к сотрудничеству: из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в её отношении — пора превращаться в проактивного создателя / модификатора нормативной базы и сильного партнера государства в этом направлении.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Отношение экспертов

Аналитики РАЭК провели анализ отношения экспертов к законопроектам:

  1. Большинство внесённых в конце 2016 — начале 2017 года законопроектов принято в весенне-летнюю сессию и подписано Президентом, включая законопроекты, где реакция отрасли была резко отрицательной. При этом если в первом квартале отмечалось резкое падение числа инициатив, то к третьему кварталу их стало больше, чем за весь 2016 год.

  2. Ряд законопроектов, как с положительной, так и отрицательной для отрасли повесткой (законопроект об усилении ответственности за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, законопроект о соцсетях) не получили никакого движения с момента внесения депутатами. По всей видимости их следует воспринимать скорее в медийной плоскости.

  3. За период июль — сентябрь 2017 года появилось большое количество правительственных законопроектов, что, вероятно связано окончанием срока работы правительства и попыткой доделать то, что не получилось успеть сделать ранее. При этом в данных инициативах просматривается серьезная лоббистская составляющая, в том числе в рамках антипиратского регулирования.

  4. Активно прорабатывается тема регулирования социальных сетей и других коммуникационных сервисов с точки зрения угрозы национальной безопасности.

  5. Резкое снижение доли инициатив с положительной оценкой на фоне роста нейтральной — следствие недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли.

  6. Значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.

Единая регуляторная платформа

Рассмотрение правового регулирования в сфере связи, информации и информационных технологий на основании упомянутой модели позволяет повысить правовую определенность и коммерческую предсказуемость в этой сфере.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

По мнению аналитиков основными целями систематизации и кодификации в рассматриваемой сфере должны являться:

  • Обеспечение законных интересов граждан Российской Федерации в сфере реализации права на доступ к информации, на получение качественных и безопасных телекоммуникационных и информационных услуг;

  • Создание условий для устойчивого развития коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся в Российской Федерации всеми аспектами перехода к информационному обществу, обеспечение их конкурентоспособности на мировых рынках;

  • Обеспечение безопасности и защита государственных интересов Российской Федерации в сфере связи, информации и информационных технологий

Мы уверены, что основными целями кодификации и систематизации должны являться рассмотрения правового регулирования в сфере связи, информации и информационных технологий комплексно и на основании многоуровневой модели позволяет повысить правовую определенность и коммерческую предсказуемость в этой сфере.

А для дальнейшего развития полноценной цифровой экономики, интегрированной в мировую, прежде всего необходима смена парадигмы регулирования отрасли.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Также на открытии RIGF 2018 выступили Андрей Воробьев (КЦ), Леонид Левин (Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы), Георгий Грицай (АНО «Цифровая экономика»), Сергей Гребенников (РОЦИТ), Вольфганг Кляйнвахтер (Орхусский университет), Александра Куликова (CANN), Крис Бакридж (RIPE NCC) и Леонид Тодоров (APTLD).

На открытии форума важность молодежной тематики отметил директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев:

Считаю, что активное вовлечение молодежи в управление интернетом – процесс очень важный и ответственный.

Мы в прошлом году начали этот тренд в Иннополисе, теперь продолжили в Санкт-Петербурге. Кроме встреч со студентами вузов Санкт-Петербурга, мы также уже традиционно подводим итоги молодежного конкурса IP&IT Law – и очень приятно видеть среди наших участников так много молодых лиц. Видно, что молодежь интересуется вопросами управления интернетом, поэтому в будущем году мы планируем создать молодежную палату при Координационном центре, которая будет курировать образовательные и просветительские проекты в области управления интернетом. Уверен, что совместно с ребятами мы сможем сделать наши мероприятия еще более интересными и современными!

Андрей Воробьев

Андрей Воробьев

Координационный центр доменов .RU/.РФДиректор

Председатель правления РОЦИТ, депутат Государственной думы ФС РФ, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Леонид Левин в своем приветственном слове отметил важность главной темы форума 2018 года – кибербезопасности. 

Сегодня, как никогда, становятся актуальными казавшиеся еще вчера дежурными фразы о вызовах, стоящих перед всемирным сообществом, угрозах поступательному развития Всемирной сети и проблемах, которые мы вынуждены решать, чтобы гарантировать ее связность, устойчивость и безопасность.

Список этих вызовов, к сожалению, становится все длиннее, а сами они все изощреннее, и наша работа по обеспечению безопасности пользователей, интересов бизнеса и государства в сети становится все более трудоемкой.

Леонид Левин

Леонид Левин

Депутат Государственной думы ФС РФ

Ежегодно на Российском форуме по управлению интернетом вручается специальная награда – орден «За заслуги в сфере интернета» ( Virtuti Interneti). Лауреатами награды становятся представители интернет-сообщества, бизнеса, науки и государства, внесшие значимый вклад в развитие Рунета и глобального интернета. Среди участников RIGF 2018 уже есть два орденоносца – Вольфганг Кляйнвахтер (2016) и Сергей Плуготаренко (2017). А в этом году орден был вручен Алексею Платонову – директору Технического центра Интернет. С 1992 по 2010 год Алексей Платонов руководил Российским НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Он был одним из создателей общероссийской магистральной сети для науки и образования RBNet. Является одним из создателей ассоциации RELARN.

Скачать презентацию Сергея Плуготаренко "РУНЕТ СЕГОДНЯ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, СОБЫТИЯ, ЦИФРЫ, ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ"
(PDF, 10 Mb)


О RIGF 2018

Девятый российский форум по управлению интернетом (RIGF 2018) состоится 6 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге.

RIGF 2018 продолжит практику активного вовлечения в процесс глобального управления интернетом новых участников и изменения текущей повестки, которая требует обсуждения все более широкого круга смежных вопросов. Гости и спикеры мероприятия сформулируют текущие тренды в управлении интернетом и обсудят те новые вызовы, которые встают перед участниками этого процесса.

Форум организован Координационным центром национального домена сети Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций, ICANN, ISOC, RIPE NCC, APTLD, РБК и Студенческого совета Санкт-Петербурга. Официальный регистратор мероприятия – RU-CENTER. Партнер форума по кибербезопасности – Лаборатория Касперского.

Официальный сайт форума: http://rigf.ru

Материалы по теме: https://cctld.ru/ru/press_center/news/news_detail.php?ID=12217