РАЭК подготовила к 1 июня мониторинг законов и законопроектов, касающихся сети Интернет: главные выводы

Дата публикации: 31 Мая 2018

РАЭК подготовила к 1 июня мониторинг законов и законопроектов, касающихся сети Интернет: главные выводы

Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК) и Институт Исследований Интернета (ИИИ) опубликовали регулярный мониторинг и экспертную оценку законов и законопроектов в РФ, касающихся сети интернет – Дайджест РАЭК “ПРАВО В IT” (январь-май 2018).

Данный мониторинг был подготовлен, в том числе, и основываясь на выводах и предложениях экспертов и спикеров Российского Интернет Форума, ПМЭФ 2018, Санкт-Петербургской интернет-конференции.

Основные выводы экспертов:

  1. Законодательные инициативы первого квартала 2018 года продолжают тенденцию, установившуюся в 2017 году: значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную. При этом резкое снижение доли инициатив с положительной оценкой на фоне роста нейтральной – следствие недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли

  2. Регулирование социальных сетей – главная тенденция 2018 года, при этом законодатели ссылаются на многочисленные мировые инициативы по борьбе с фейками, и предлагают новые, более репрессивные меры

  3. Ряд инициатив направлен на регулирование использования сервисов несовершеннолетними, однако они имеют популистский характер и могут повредить безопасности детей в интернете и ухудшить доступность детского контента в долгосрочной перспективе

  4. После долгих обсуждений в Федеральных органах исполнительной власти и отраслевых ассоциациях, было внесено сразу несколько конкурирующих законопроектов, регулирующих сферу криптовалют, однако каждый из них подвергся критике экспертов.

  5. Одно из направлений, которое получит развитие в рамках внесения изменений в законодательство по программе “Цифровая экономика Российской Федерации” связано с идентификацией пользователей и использованием электронной подписи, созданием единого пространства доверия.

Отдельно эксперты проанализировали законодательные основы ограничения доступа к информации в Российской Федерации и пришли к следующем выводам:

Части законодательства Российской федерации об ограничении доступа к информации значительно различаются в юридической и технической терминологии, административном порядке осуществления ограничения и его сроках.

Часть оснований для блокировки и снятия блокировки с информационных ресурсов недостаточно проработана, несмотря на значительное время, прошедшее с момента вступления законов в силу. При этом на практике оператор реестра достаточно вольно подходит к трактовке тех или иных положений об ограничении, зачастую принимая решения, противоречащие «букве» решений судов Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд Статьям 15.1-15.7 Закона об информации необходима глубинная переработка вместе с передачей функции оператора реестра независимым организациям.

Карен Казарян

Карен Казарян

РАЭКГлавный аналитик

За первые 5 месяцев 2018 года мы провели активную работу и консультации с экспертным сообществом. И с гордостью представляем один из самых полных и проработанных правовых дайджестов РАЭК и ИИИ.

В него включены знания и экспертиза действующей законодательной среды, трендов и инициатив – как по итогам нашей ежеквартальной работы с экспертами, так и в результате обсуждений в рамках крупнейших весенних мероприятий отрасли: РИФ, БМКФ, СПИК и ПМЭФ.  Все эксперты солидарны в том, что 2018 год непростой с точки зрения трендов регулирования. И дело не только в том, что именно в этом году вступают в силу такие резонансные законы, как "пакет Яровой" или европейский GDPR. Но и в том, что мы наблюдаем в этом году обострение противоречий и борьбу 2 направлений и парадигм регулирования отрасли высоких технологий – традиционную для последних 6 лет "охранительно-запретительную" и так необходимую нам "инновационно-стимулирующую" (которая не может быть проигнорирована в ситуации сложных современных геополитических процессов, усиливающейся конкуренции в борьбе за рынки, а также благодаря появлению в России программы "Цифровая экономика").  Задача Правового дайджеста РАЭК – агрегировать знания, систематизировать тренды, фиксировать выводы и давать прогнозы. А также формировать единое отраслевое отношение к тем или иным регуляторным нормам и инициативам.

Надеюсь, что наш первоиюньский Дайджест поможет игрокам рынков цифровой экономики прогнозировать регуляторные последствия для своих бизнесов, а представителям профильных госучреждений – лучше понять позицию и предложения отрасли по улучшению регуляторного климата и выстраиванию диалога с нашими экспертами.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

С полным текстом Дайджеста “Право в IT” (январь-май 2018), подробными выводами и экспертными оценками по законопроектам можно ознакомиться на сайте Ассоциации – в разделе АНАЛИТИКА РАЭК.