Заявление Кластера РАЭК/Медиа по рекламе на пиратских сайтах

Дата публикации: 23 Декабря 2015

Заявление Кластера РАЭК/Медиа по рекламе на пиратских сайтах

Среди заявленных задач Кластера РАЭК/Медиа – борьба с пиратством и создание максимально благоприятной среды для развития российской медиаиндустрии. Одна из инициатив, продвигаемых Кластером – межотраслевое взаимодействие при поддержке и участии государства в целях перекрытия источников дохода пиратских сайтов.

В связи с этим мы считаем необходимым заявить следующее:

  1. Использование сайтами в сети Интернет объектов авторских прав и/или смежных прав без получения соответствующего разрешения (лицензии) от правообладателя – т.н. «интернет-пиратство» – незаконно. Извлечение пиратскими сайтами прибыли путем сопутствующего размещения рекламы или взимания платы за предоставление доступа к контенту категорически неприемлемо, нарушает действующее российское и международное законодательство, законные права авторов и иных правообладателей. Именно извлечение прибыли является мотивом для пиратства, поэтому лишение пиратских сайтов их незаконных доходов – важнейшая задача государства и профессионального сообщества.

  2. Мы считаем, что данная проблема выходит за рамки интересов дистрибуторов цифрового контента или его правообладателей и касается всех медиа компаний, затрачивающих свои ресурсы на приобретение прав или создание контента в целях привлечения аудитории, тогда как пиратские сайты для привлечения аудитории используют контент, полученный незаконным путем.

    Данная проблема также касается рекламодателей, поскольку размещение рекламы на пиратских сайтах несовместимо с этикой ведения ответственного бизнеса.

    Напрямую это касается и деловой репутации платежных систем, поскольку доходы пиратов связаны с незаконной деятельностью.

  3. Пиратские сайты не имеют права быть участниками рекламного рынка наравне с остальными. В частности, пиратские сайты должны быть исключены из рекламных сетей, распространяющих контекстную, баннерную, видео- или иную дисплейную рекламу.

    Пиратские сайты также должны быть исключены из оборота платежных сервисов.

  4. Отдельного отношения требует видео-реклама, поскольку технически носителем такой рекламы является сам контент в плеере легального видео-сервиса. Экспорт (эмбедирование) таких плееров на сторонних сайтах – это стандартная приемлемая практика, а также основа для легальных агрегационных проектов (Кинопоиск, Афиша Mail.ru и т.д.).

    При этом игроки рынка дистрибуции лицензионного контента в сети Интернет должны ответственно подходить к распространению своих плееров и не допускать их размещения на пиратских сайтах, а тем более разделения рекламных доходов с владельцами таких пиратских сайтов.

  5. Пиратские сайты присутствуют на легальном рекламном рынке из-за недобросовестности некоторых его участников, при этом мы допускаем, что рекламодатель может быть введен в заблуждение относительно легального или нелегального статуса сайтов, размещающих его рекламные сообщения.

  6. Задача нашего профессионального сообщества – обеспечить экспертизу и провести черту между добросовестными и пиратскими сайтами. Участники Кластера РАЭК/Медиа обладают необходимой компетенцией и квалификацией для проведения подобной экспертизы: в Кластер входят представители легальных онлайн-кинотеатров и видеосервисов, представители правообладателей в разных сферах интеллектуальной собственности, профессионалы интернет-бизнеса.

    Перед нами не стоит задача подменить собой судебные органы и их право выносить решения по прекращению доступа к сайтам, уличенным в незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности. Однако, мы утверждаем, что нашей экспертизы достаточно для того, чтобы участники рекламного и медиа рынка и платежные системы приняли меры по прекращению сотрудничества с сайтами, квалифицированными нами как «пиратские».

  7. Нами определены следующие критерии – признаки заведомо пиратского сайта.

    Ключевой признак – размещение объектов авторских прав или информации, необходимой для их получения, без соответствующих лицензионных договоров или иных разрешительных документов от правообладателя.

    Мы исходим из того, что правообладатель всегда владеет информацией о наличии/отсутствии у конкретного сайта/лица лицензий, позволяющих размещать объекты его интеллектуальной собственности. Во избежание случайностей и злоупотреблений, данное нарушение фиксируется экспертами Кластера с участием не менее чем 3 разных правообладателей или лицензиатов, обладающих исключительной лицензией на объект авторского и/или смежного права.

    Дополнительные косвенные признаки, определяющие сайт, размещающий объекты авторских прав, как пиратский:

    • Отсутствие контактных данных, указания физического или юридического лица – владельца сайта.
    • Для UGC сервисов, файловых и видеохостингов, а также иных сайтов с подобным функционалом – отсутствие системы цифровых отпечатков и их применения для фильтрации загружаемого контента.
    • Отсутствие формы обращения правообладателей для удаления неправомерно размещенного на сайте контента.
    • Распространение объектов авторских прав в форме торрент-файлов само по себе, т.к. торрент в принципе не является установленной формой легальной дистрибуции цифрового контента.
    • Распространение аудиовизуального контента, заведомо полученного незаконным путем, например в виде "экранных копий" или до официальной даты релиза в т.ч. в цифровой среде.

    По мере прохождения экспертизы данный список будет расширен, обновления будут публиковаться на официальной странице Кластера.

  8. С учетом вышесказанного Кластер РАЭК/Медиа призывает рекламодателей и рекламный бизнес, рекламные сети, а также платежные системы:

    • Признать нашу экспертизу и вышеперечисленные признаки пиратских сайтов;
    • Полностью отказаться от размещения контекстной, баннерной и иной дисплейной рекламы на пиратских сайтах (проставить их в собственные стоп-листы);
    • Прекратить сотрудничество рекламных сетей и платежных систем с пиратскими сайтами;
  9. Кластер РАЭК/Медиа оставляет за собой право публично оценивать степень ответственности представителей рекламного бизнеса и платежных систем по мере их участия в нашей инициативе. Мы исходим из того, что рекламодатели, для которых важен принцип brand safety, заинтересованы знать, какие игроки на российском рекламном рынке ведут себя ответственно и этично, а какие – нет.

Данное заявление поддержано организациями, объединяющими большинство российских и зарубежных правообладателей и легальных дистрибуторов цифрового контента в том числе:

  • Ассоциация "Интернет-видео"
  • Ассоциация Продюсеров Кино и Телевидения
  • Гильдия Продюсеров России
  • Российская Антипиратская Организация
  • Национальная Федерация Музыкальной Индустрии
  • Ассоциация по защите авторских прав в Интернете (АЗАПИ)