Инвестиции в Рунет: много на старте, мало – на выходе

Инвестиции в Рунет: много на старте, мало – на выходе

25 Июня 2012

Fast Lane Ventures, лидер на рынке разработки, запуска и продвижения новых интернет-компаний, завершила исследование, посвященное финансированию российских интернет-компаний и стартапов в 2010-2011 гг. В исследовании представлены более 270 сделок в российском интернете с полной информацией по дате, объему финансирования и инвесторах. Собрана наиболее полная информация о грантах, инвестициях стадии seed и последующих раундов, а также выходы и покупки пакетов акций компаний.

Цель исследования:

  • создать первый аналитический продукт по инвестиция в интернет-стартапы,
  • собрать наиболее полные данные по инвестициям в интернет-компании и стартапы,
  • проследить динамику роста финансовых вложений в Рунет и ключевые направления инвестиций

Объект исследования:российские компании, чья бизнес-модель основывается на работе в рамках сети интернет, либо компании, большая часть дохода которых обеспечивается за счет операций в интернете.

Принадлежность к «российским» определялась по нескольким критериям:

  • операции на российском рынке,
  • происхождение компании,
  • российские основатели,
  • наличие российского офиса или центра разработок.

Источник информации:публичные источники и данные, полученные от инвесторов и компаний напрямую, а также экспертные оценки Fast Lane Ventures.

Основные итоги исследования: объем и динамика рынка

В 2010 г. на российском интернет-рынке проведено 59сделок.

В «молодые» интернет-компании и стартапы инвестировано $225млн., что составляет 17,3% от общего объема инвестиций в Рунет с учетом двух крупнейших сделок с участием зрелого бизнеса: IPO Mail Group и покупка доли в VKontakte компанией Mail Group ($1,3 млрд.).

В 2011 году количество сделок увеличилось почти в 3.6раза (215).

Общий объем инвестиций в «молодые» интернет-компании и стартапы вырос до$540 млн., что составило уже 26,7% от общего объема рынка ($2,15 млрд.с учетом IPO Yandex,покупки доли в VKontakte компанией Mail Group, инвестиций ruNet, Rakuten и Index в Ozon).

Несмотря на позитивную динамику, российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным. По оценкам экспертов Fast Lane Ventures объем не публичных сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым открыта. «Мы знаем не менее чем о 100-150 сидовых инвестиций, осуществляемых бизнес-ангелами и не публичными холдингами, и 20-30 крупных инвестиций (например, now.ru, wildberries.ru, bonsport.ru, autoscout24.ru, promenad.ru, bigbuzzy.ru, mebelrama.ru, holodilnik.ru, booking.ru, quto.ru, zvooq.ru, bookmate.ru, t&p.ru и др.), по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта», - комментирует Андрей Куликов,старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures.

С учетом этих сделок общий объем инвестиций в российские интернет-компании и стартапы мог составить около $500млн. в 2010 году и $1млрд. в 2011.

Основные тренды

Последние два года продемонстрировали радикальный рост интереса инвесторов к интернет-стартапам на стадии seed. Количество компаний, получивших стартовые инвестиции в 2011 году, выросло более чем в 4 раза по сравнению с 2010 (22 сделки в 2010 – 91 сделки в 2011). Общий объем seed инвестиций в 2010 году составил $8,7 млн.и 14,1 млн. в 2011.

Также в этот период можно наблюдать беспрецедентный рост грантового финансирования: за два года 61стартап получил более $20 млн. в виде грантов (до 2010 года эта цифра стремилась к нулю).

На фоне заметного роста объемов инвестиций на стадии seed,финансирование более поздних раундов и выходы из бизнеса не демонстрируют столь же позитивной динамики и представляют скорее «узкое место» в инвестиционном процессе Рунета. Анализ 8 сделок, которые могут быть квалифицированы как выходы, показал, что половина из них – это приобретение команд и технологий.. Полноценными «историями успеха» могут считаться только две сделки: покупка Darberry компанией Groupon и Qik – компанией Skype.

По словам Андрея Куликова, «Сегодня – в силу заметного роста интереса инвесторов и развития инфраструктуры[1], у молодых предпринимателей появляется все больше возможностей «стартовать» бизнес, однако рассчитывать на«легкие деньги» после старта не приходится. Создание интернет-компаний в России обходится не намного дешевле, чем, например, в США, а ожидания инвесторов по возврату вложений вполне сопоставимы с Америкой и Европой. Поэтому российским интернет-строителям, создающим новые бизнесы на гораздо меньшем рынке, придется приложить немало усилий, чтобы получить финансирование на более поздних раундах».

Объекты инвестиций

Основным объектом инвестиций и главным драйвером роста российского интернета остается электронная коммерция.

Анализ наиболее крупных сделок подтвердил приверженность инвесторов проверенным бизнес-моделям и компаниям-лидерама своих сегментах. Как минимум половина изтоп-10 инвестиций, включая VKontalte, Darberry, Avito, Kupivip и др., являются аналогами западных бизнес моделей.

«Эта логичная тенденция. Использование проверенных бизнес-моделей минимизирует риски неудач и позволяет значительно ускорить процесс разработки и запуска новых компаний. А для интернет-рынка скорость критична. Идеи носятся в воздухе, и выигрывает тот, кто успеет реализовать их первым»,- говорит Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures.

Перспектива

Ключевой вопрос ближайших лет – темпы развития российской венчурной инфраструктуры: хватит ли у нее ресурсов, чтобы продолжить инвестировать как во вновь стартующие, так и более зрелые бизнесы, профинансированные в исследуемый период.

Отчет http://www.slideshare.net/AndreyKulikov/deal-book-of-russian-internet-fast-lane-ventures-13445807

Информация о компании:
Fast Lane Ventures – №1 на рынке создания инновационных интернет-компаний. Единственная в России компания, которая организует весь процесс запуска новых онлайн бизнесов с нуля, выступая в роли операционного и инвестиционного партнера одновременно.
Дополнительную информацию о Fast Lane Ventures вы можете найти на сайте http://fastlaneventures.ru/ru/ или обратиться к PR директору Ладе Щербаковой по телефону +7 495 2213351 или по адресу: lada@fastlaneventures.ru.

Автор и руководитель аналитической группы– Андрей Куликов, старший инвестиционный аналитик FastLaneVentures(akulikov@fastlaneventures.ru).

[1] Бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, специализирующиеся на инвестициях в интернет венчурные фонды , бизнес-ангелы и т.д.

Поделиться новостью: