Минкомсвязи представило проекты постановлений Правительства к 139-ФЗ

Минкомсвязи представило проекты постановлений Правительства к 139-ФЗ

28 Сентября 2012

27 сентября на совещании в Государственной думе РФ, посвящённом ходу подготовки к реализации 139-ФЗ, Минкомсвязи представило проект постановления правительства, регламентирующий механизм блокировки сайтов, содержащих запрещенный к распространению контент. 

В заседании приняли участие представители РАЭК, Минкомсвязи, Совета Федерации, Аппарата Правительства, Государственной Думы РФ, Роскомнадзора, представители операторов связи.

По мнению представителей отрасли, высказанному в ходе совещания, представленный Минкомсвязью проект Постановления «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», игнорирует ряд моментов, которые были обозначены отраслью как требующие решения в рамках подзаконных актов.

В частности:

  1. С учетом того, что документом предусмотрена блокировка по IP-адресам, не проясняется вопрос, каким образом оператору связи надлежит определять, сколько ресурсов находится по блокируемому адресу и, соответственно, блокирует ли он ряд других добросовестных ресурсов, не содержащих запрещенного контента; 
  2. Предложена частичная открытость реестра (для операторов связи и хостинг-провайдеров), что также не учитывает позиции РАЭК, согласно которой открытость реестра необходима для повышения эффективности и оперативности удаления информации ресурсами и для реализации общественного контроля за правомерностью блокировок. В соответствии с законом  «Об информации…», информация по критерию доступа к ней может быть или ограниченного доступа – в случаях, указанных федеральными законами, или общедоступной – во всех иных случаях. Указания на «ограничение доступа» к информации, содержащейся в реестре, ни в законе об информации (куда и были внесены поправки), ни в иных федеральных законах нет. В связи с чем, по обоснованному мнению РАЭК, открытость реестра – прямое следствие требований действующего законодательства; 
  3. Схема удаления записи из реестра не симметрична — сроки восстановления доступа и удаления страницы из реестра в три раза превышают сроки ограничения доступа и удаления страницы соответственно; 
  4. Не учтено замечание о некорректности требования удалять страницы, содержащие запрещенный контент, (предложение отрасли — требование удаления самого контента). Проводя аналогию с другими средствами распространения информации, представленным документом предлагается требовать защищать детей от «телевизора», «заборов» или «радиоэфира» (которые выполняют роль «сайтов» или «интернет-страниц» — носителей информации), а не от запрещенной информации, содержащейся на этих носителях;  
  5. Предлагаемый пункт о внесении в "черный список" и последующей блокировке интернет-страницы, на которой размещена информация, признанная ранее запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, предоставляет возможность судам или иным компетентным органам принимать решение о записи в реестр без указания конкретного места нахождения такой информации на ресурсе, создает риски для введения цензуры, запрета цитирования, а также значительно ограничивает права владельца сайта на обжалование соответствующего решения;
  6. Не детализированы требования к содержанию и форме уведомлений, направляемых органом исполнительной власти.

Представителям отрасли было предложено рассмотреть и согласовать документ в течение суток, что, по нашему мнению, не соотносится ни со сложностью задачи, ни с её важностью для развития Интернета в России. 

Поделиться новостью: