Позиция РАЭК по законопроекту № 151763-6

Позиция РАЭК по законопроекту № 151763-6

31 Января 2013

Комиссия РАЭК по правовым вопросам рассмотрела законопроект № 151763-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних".

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дефинициями "торговля детьми" и "эксплуатация детей", положением об отнесении юридических лиц к субъектам ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также новой статей 142 "Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей". Также законопроектом вводятся новые составы административных правонарушений в КоАП — "Создание юридическим лицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей" (статья 6.19) и "Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборот" (статья 6.20).

Отдельные положения законопроекта представляются дублирующими нормами, которые уже регламентируются действующим законодательством Российской Федерации. В частности, статья 3 предполагает, что применение труда лиц при производстве, перевозке и торговле материалами эротического или порнографического содержания, предметами порнографического характера разрешена для лиц старше 18 лет, хотя такого рода деятельность уже запрещена законодательством (ст. 242 УК РФ). Одновременно Уголовным кодексом Российской Федерации уже предусмотрена ответственность за указываемые преступления: а именно в ст. 127.1 Торговля людьми, ст. 127.2 Использование рабского труда, ст. Вовлечение в занятие проституцией, Ст. 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что отдельные термины законопроекта представляются недостаточно определенными, в частности, "оказание услуг, содействующих осуществлению эксплуатаци или торговли детьми". Принципиального уточнения требует понятие распространения информации применительно к сети Интернет: с учетом технологических особенностей функционирования Интернета субъектом права становится информационный посредник (интернет-платформы с возможностью размещения пользовательских комментариев, блоги, социальные сети, видеохостинги, электронные краудсорсинговые энциклопедии и пр.), предоставляющий услуги по размещению информации третьих лиц, но не являющийся при этом ее создателем или распространителем. При этом, в отсутствие четких формулировок понятия распространения информации, предполагаемая ответственность за преступление данного рода составляет от миллиона рублей до приостановления деятельности.

Полагаем необходимым введение ограничения ответственности информационных посредников за информацию третьих лиц, распространение которой ограничивается или запрещается федеральными законами, при осуществлении следующих действий: 

  1. передача информации, в том числе в сети Интернет, при условии ее передачи без изменений и исправлений, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи информации;
  2. предоставление возможности размещения информации, в том числе в сети Интернет при условии, что лицо, предоставившее такую возможность, не знало и не должно было знать о незаконности распространения информации.

Полагаем, что ограничение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности информационных посредников за контент третьих лиц необходимо как в рамках данного законопроекта, так и путем внесения соответствующих изменений в статью 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», что позволит унифицировать нормы ответственности интернет-платформ за информацию, размещаемую интернет-пользователями. Что касается противодействия непосредственному распространению незаконной информации в Интернете, то эти процедуры регламентируются в рамках действия единого Реестра противоправного контента в Интернете и норм, установленных Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесение изменений в федеральный закон « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Позиция направлена официальным письмом в профильный Комитет Государственной Думы (по вопросам семьи, женщин и детей).

Поделиться новостью: