Позиция РАЭК по законопроекту №303374-6

Позиция РАЭК по законопроекту №303374-6

1 Июля 2013

25 июня 2013 года в Государственную Думу РФ депутатами С.С.Говорухиным, Л.Л.Левиным внесён законопроект №303374-6. Законопроект предполагает дополнение Кодекса об административных правонарушениях статьёй 13.29, согласно которой «Непринятие в установленном законом порядке мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам лицом, осуществляющим передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицом, предоставляющим возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицом, предоставляющим возможность доступа к материалу в этой сети (информационный посредник), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.»

По сути, законопроект ставит в невыгодное положение отечественный интернет-бизнес, так как предполагаемые штрафы касаются только граждан, должностных лиц и информационных посредников, осуществляющих деятельность в российской юрисдикции. В совокупности с невыполнимыми и противоречивыми требованиями, установленными недавно принятым Государственной Думойзаконопроектом №292521-6, данные штрафы являются дополнительным инструментом, направленным на выталкивание UGC-ресурсов за пределы российской юрисдикции в случае, если данные ресурсы не будут самостоятельно премодерировать весь контент, размещаемый пользователями Интернета.

Необходимо отметить, что введением высоких штрафов за нарушение авторских прав законопроект фактически выводит из открытого доступа всю советскую киноклассику, несмотря на спорный и требующий дополнительного и заинтересованного общественного обсуждения правовой статус коллективных и служебных произведений за период до 1991 года, а также кинофильмов, созданных по государственному заказу в период после 1991 года.

Кроме этого, по факту законопроектом вводится двойная ответственность, так как в настоящее время обязанность принять меры по удалению информации и (или) ограничению доступа к информации у посредника может возникнуть:

  1. в рамках предварительных обеспечительных мер на основании определения МГС – ответственность за непринятие мер в данном случае наступает в рамках ч. 3 ст. 13 ГПК «неисполнение судебного постановления», ст. 17.14. КоАП «Нарушение законодательства об исполнительном производстве», и т.п.;
  2. в рамках ст. 15.2 ФЗ «Об информации…» на основании обращения Роскомнадзора – ответственность за неисполнение предписаний гос.органов также уже предусмотрена ст. 19.5 КоАП «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства».

При этом штрафы в указанных случаях существенно ниже предлагаемых. Более того, ст. 7.12 КоАП, которая устанавливает ответственность лиц, непосредственно осуществивших незаконное использование объектов авторских прав, предусматривает максимальный размер штрафа сорок тысяч рублей. Аналогичный размер штрафа за правонарушения в области связи и информации предусмотрен только в одном случае – за «незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий» (ч. 3 ст. 13.15), общественная опасность которого существенно выше, чем опасность непринятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, подозреваемым в нарушении авторских прав. Необходимо также отметить непрозрачность и необоснованность размеров предполагаемых к введению штрафов.

Административная ответственность несимметрична – штрафы, предполагаемые к введению, не предусматривают ответственности за ложные данные заявителя, равно как и за несвоевременное снятие блокировки с ресурса.

Поделиться новостью: