Позиция РАЭК по вопросу минимальных ставок вознаграждения за служебные РИДы

Позиция РАЭК по вопросу  минимальных ставок вознаграждения за служебные РИДы

21 Августа 2013

Заключение Российской Ассоциации электронных коммуникаций на проект Постановления Правительства Российской Федерации «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности», размещённому для общественного обсуждения на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID: 00/04-5858/08-13/58-13-3)

Комиссия РАЭК по правовым вопросам рассмотрела проект Постановления Правительства Российской Федерации «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности» и считает важным указать, что выбранный способ регулирования влечёт за собой следующие риски для развития интернет-индустрии в Российской Федерации:

Значительно увеличатся расходы IT-компаний на оплату труда: по сравнению с другими профессиями уровень зарплат разработчиков в настоящее время высокий, а суть трудовых функций таких работников и есть в том, чтобы ежедневно создавать такие РИДы, которые предлагается защищать проектом Постановления, соответственно вознаграждение таких сотрудников за использование служебных РИД фактически уже включено в заработную плату и составляет бóльшую её часть.

Таким образом, принятие правил повлечет уменьшение размеров заработной платы разработчиков, что сделает российских IT-работодателей менее привлекательными для трудоустройства по сравнению с зарубежными и приведёт к оттоку кадров в зарубежные компании. А следовательно, сократит темпы развития технологий и появления/внедрения инноваций, замедлит развитие отрасли и российских технологий, одновременно экономически стимулируя перенос разработок в области ИТ, оперирование и коммерческую эксплуатацию РИД за рубеж.

Кроме этого, такого рода регулирование создаст механизмы, которые не отвечают современным экономическим реалиям в области монетизации программных продуктов. Например, многие программные продукты не используются для «классической» коммерциализации в виде продажи лицензий или коробочных версий, а являются базой для других продуктов, из которых прибыль извлекается с применением иной модели монетизации, или же они распространяются совершенно бесплатно. Также и большая часть охраняемых патентами изобретений в ИТ-сфере не воплощается в «классических» продуктах, которые продвигаются для продажи на рынке, но реализованы в абсолютно бесплатных для пользователей интернет-сервисах или приложениях, от которых производители не получают материальной выгоды, кроме улучшения деловой репутации. Соответственно, вычислить вознаграждение для авторов, предлагаемое проектом правил, будет невозможно ни по одному из имеющихся в правилах способов расчёта.

При этом важно отметить, что в текущей редакции данные правила выходят за рамки полномочий, предоставленных Правительству в соответствии с п. 5 ст. 1246 ГК РФ: «Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.», т.к. устанавливают нормы также применительно к служебным программам, БД, топологиям интегральных микросхем и ноу-хау, не являющимся объектами патентных прав.

Заключение направлено по контактным данным, указанным в реквизитах документа на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru и официальным письмом в Министерство образования и науки РФ.

Поделиться новостью: