Финмаркет, НИУ ВШЭ и Яндекс начали измерять инфляцию в интернет-магазинах

Финмаркет, НИУ ВШЭ и Яндекс начали измерять инфляцию в интернет-магазинах

25 Сентября 2013

Информационное агентство "Финмаркет", входящее в группу "Интерфакс", вместе с "Центром развития", являющимся научным институтом НИУ "Высшая школа экономики" (ВШЭ), и Яндекс.Маркетом запустили сводный индекс, показывающий изменение цен в интернет-магазинах.

В рамках проекта, который получил название "Интернет-инфляция", отслеживается динамика цен в 10 категориях товаров, которые популярны среди клиентов интернет-магазинов, и на основе этих цен рассчитывается сводный индекс. В числе этих товаров мобильные телефоны; планшеты; ноутбуки; цифровые фотоаппараты; телевизоры и плазменные панели; холодильники; мультиварки; наручные часы; стиральные машины; жесткие диски и сетевые накопители. В ближайшей перспективе количество категорий товаров планируется расширить до 100 и более.

Создатели индекса ограничились пока наиболее популярными в Интернете товарами, так как уверены, что в этом случае их данные - самые репрезентативные и оперативные. В рамках проекта отслеживаются реальные цены, по которым покупаются конкретные модели товаров. Параллельно измеряется в каждый момент времени и популярность этих моделей. Сейчас официальная статистика подобными данными не располагает: специалисты Росстата лишь отмечают изменения на ценниках в магазинах, не отслеживая конкретные модели и их востребованность. Индекс рассчитывается в автоматическом режиме, сбор данных для него также автоматизирован - таким образом, для создания индекса необходимы в основном вычислительные мощности (сейчас, чтобы собирать и анализировать подобную информацию, официальными ведомствами используется труд огромного количества людей по всей стране).

Хотя мы не беремся назвать наш показатель индексом потребительских цен в Интернете, но он, на наш взгляд, отражает динамику цен на наиболее популярные в сети товары. Преимущество нашего индекса - оперативность и наглядность. Со временем мы будем добавлять в него все новые категории товаров, делать наш индекс более показательным и всеобъемлющим. Но при этом задачи спорить с официальными ведомствами по обобщенным показателям инфляции мы перед собой не ставим.

Главный редактор информационного агентства "Финмаркет"

Методология расчета индекса разработана "Центром развития" НИУ ВШЭ. Данные для проекта предоставляет Яндекс.Маркет - крупнейшая система поиска товаров в Интернете. При подготовке индекса были проанализированы сведения о 130 тыс. товаров из 7800 магазинов, сотрудничающих с Яндекс.Маркетом. Агентство "Финмаркет" в данном случае выступило автором идеи и организационным центром процесса, а также предоставило площадку для того, чтобы наглядно представить результаты исследования.

Поделиться новостью: