Позиция РАЭК по законопроекту о №383153-6 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О СМИ"» и законопроекту № 383177-6 «О внесении изменения в статью 13.15 КоАП»

Позиция РАЭК по законопроекту о №383153-6 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О СМИ"» и законопроекту № 383177-6 «О внесении изменения в статью 13.15 КоАП»

15 Ноября 2013

12 ноября 2013 года Законодательное Собрание Кировской области внесло в Государственную Думу Российской Федерации законопроект №383153-6 «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"»

Законопроектом предлагается расширить перечень запрещенной к распространению в СМИ и Интернете информации, а именно:

«7. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях аудиовизуальных сообщений и материалов, содержащих изображения тел (фрагментов тел) людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, стихийных бедствий и иных происшествий.».

Параллельно с законопроектом №383153-6 Законодательным Собранием Кировской области внесён проект № 383177-6 «О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предлагается подкрепить вышеуказанный запрет на распространение в СМИ изображения жертв соответствующей административной ответственностью (штрафы на юридических лиц до 50 тысяч рублей).

Комиссии РАЭК по интернет-СМИ и по правовым вопросам рассмотрели данные законодательные инициативы и имеют ряд замечаний:

  • фактически запрещаются не только «изображения тел (фрагментов тел) людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, стихийных бедствий и иных происшествий», а намного более широкий пласт информации вследствие неясности предлагаемой формулировки – допускается следующая трактовка: «тел (фрагментов тел), так и аварий и катастроф и массовых беспорядков и стихийных бедствий и неких иных происшествий»;

  • закон «О СМИ» регулирует исключительно деятельность средств массовой информации (см. статью 6 закона «О СМИ»). Расширение сферы действия закона на все ресурсы в сети Интернет, в том числе на не зарегистрированные как сетевые издания, противоречит статье 6 закона «О СМИ»;

  • оборот информации, наносящей вред здоровью и развитию детей и подростков, в том числе её распространение через СМИ и в сети Интернет, уже регулируется №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», а также запретом на распространение в СМИ материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости;

  • Законопроект фактически устанавливает запрет на обращение оперативной информации с мест событий. При таких условиях будет невозможно делать репортерские фотографии и репортажи с мест событий. Кроме этого, граждане будут лишены возможности размещать в сети Интернет фотографии с мест событий и происшествий, что поставит под вопрос возможность оперативного сообщения о происшествиях гражданам, которых прямо или косвенно может касаться такого рода информация.

В целом необходимо отметить нецелесообразность тренда на перечисление в законах конкретных видов информации, распространение которой запрещено, вместо того, чтобы придерживаться общего подхода к законности/незаконности деятельности. Путь неких «списков» априори нерационален, поскольку всё предусмотреть невозможно. Намного более вероятно, что указанные и аналогичные законы будет использоваться для злоупотребления правом и попыток оказать давление на СМИ и интернет, чем то, что они принесут реальную пользу.

Поделиться новостью: