Позиция РАЭК по вопросу блокировок социальных групп «ВКонтакте»

Позиция РАЭК по вопросу блокировок социальных групп «ВКонтакте»

20 Ноября 2013

РАЭК действительно регулярно проводит консультации с ОАО «Ростелеком» и другими операторами связи с целью оптимизации механизмов ограничения доступа к информации в интернете. В рамках взаимодействия мы обмениваемся информацией и имеющимся опытом, а также пытаемся снизить риски блокирования добросовестных ресурсов.

В данном случае официально подтвержденной информации от ОАО «Ростелеком» у РАЭК не имеется. Единственное известное нам решение Лефортовского суда, предписывающего блокировать информацию экстремистского характера, выложенную пользователем «Вконтакте», не носит характер предписания для ОАО «Ростелеком», а является решением исключительно в отношении экстремистского характера самих материалов.

В целом наша позиция в отношении судебных решений, предписывающих ограничивать доступ к ресурсам в сети интернет, коррелирует с позицией операторов связи и отражена в нашем письме в Генеральную прокуратуру, в котором мы отмечали, что в ряде субъектов Российской Федерации прокуроры в случае выявления в сети Интернет запрещенной информации по-прежнему, несмотря на порядок ограничения доступа к запрещенной информации в сети Интернет, установленный статьей 15.1 149-ФЗ, вносят отдельным операторам связи представления об устранении выявленных нарушений путем ограничения доступа абонентов соответствующего оператора к определенным сайтам или IP-адресам или направляют в суд исковые заявления с требованиями к отдельным операторам связи об ограничении доступа к сайтам.

Результатом таких представлений и выносимых судебных решений является ограничение доступа к ресурсу в сети Интернет отдельным оператором связи в отдельном субъекте Российской Федерации. При этом судебные постановления часто не учитывают технологические особенности функционирования сети Интернет, что не позволяет их эффективно исполнять, не приводит к устранению нарушений и, более того, в отдельных случаях влечет к ущемлению прав граждан, поскольку, вследствие недостаточного учета специфики функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и имеющихся в распоряжении у операторов связи технологий, одновременно с ограничением доступа к запрещенной информации, происходит блокирование доступа граждан и к иным ресурсам и информации, распространение которой осуществляется на законных основаниях. Кроме того, подобная система фактически не позволяет после удаления информации восстановить доступ к соответствующим адресам сети Интернет, что нарушает общую связность сети в российском сегменте, DNS-связность, что в перспективе может привести к понижению пропускной способности сети.

В данном письме мы рекомендовали Генеральной прокуратуре следующее:

  • При обнаружении в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлять представления о необходимости ограничении доступа к такой информации в Роскомнадзор, без обращения к операторам связи;
  • Решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлять в Роскомнадзор для включения сведений о сайте в Реестр.

Для корректной работы законодательного механизма в принятом судебном решении о признании информации незаконной важно наличие следующих сведений:

  • Универсальный указатель страницы сайта, на которой размещена информация, относительно которой было принято решение;
  • Доменное имя сайта, на котором размещена информация, относительно которой принято решение;
  • Описание информации, относительно которой принято решение и заверенная копия страницы сайта, на которой размещается данная информация.

В полученном нами ответе было подтверждено, что ситуация с блокировками в отдельных регионах отдельными операторами недопустима и что прокуроры сориентированы на новый порядок ограничения доступа к запрещенной информации. Однако мы видим, что ситуация пока не до конца исправлена и взаимодействие РАЭК с телеком-компаниями направлено именно на пресечение практик, нарушающих установленный законодательством порядок.

Поделиться новостью: