Позиция РАЭК по законопроекту о «пропаганде жестокого обращения с животными» как новой категории запрещённой информации

Позиция РАЭК по законопроекту  о «пропаганде жестокого обращения с животными» как новой категории запрещённой информации

2 Декабря 2013

27 ноября 2013 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в Государственную Думу Российской Федерации был внесён законопроект №395531-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Законопроектом предлагается ввести в КоАП новую статью 6.22. (Пропаганда жестокого обращения с животными) и установить административную ответственность:

  • за пропаганду жестокого обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными;

  • за производство, показ и распространение кино-, видео- и фотоматериалов, печатной, аудиовизуальной и интернет продукции, пропагандирующей нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных, сопровождающееся их страданиями, в том числе и предсмертной агонией,использование для умерщвления животных других животных, бои животных, равно как и иные формы пропаганды жестокого и антигуманного обращения с животными, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При этом за распространение данной информации через СМИ или Интернет предусматривается наказание на юридических лиц до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, проектом предлагается закрепить новое основание включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доменных имен, указателей страниц и сетевых адресов сайтов, на которых содержится информация о жестоком обращении с животными, распространение которой запрещено федеральными законами.

Комиссии РАЭК по правовым вопросам и по интернет-СМИ рассмотрели проект закона и сообщают следующее:

  • В предлагаемой редакции ч.2 ст. 6.22 интернет приравнивается к СМИ, что некорректно, так как у интернет-ресурсов и СМИ разный статус, разный объем прав,обязанностей и гарантий. Кроме этого, для СМИ уже существует общий запрет на пропаганду насилия и жестокости – расширения этого понятия усложнят правоприменение.

  • В предлагаемой редакции ч.3 ст. 6.22 помимо понятия «жестокого обращения с животными», также вводятся понятия «интернет продукция» и «антигуманное обращение с животными», которые не определены, что приведёт к вольному толкованию при применении нормы.

  • В частях 2 и 3 ст. 6.22 оговорки «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния». В текущей редакции ст. 245 Уголовная ответственность предусмотрена непосредственно за жестокое обращение с животными (действия по отношению к животным). Пропаганда и информирование не могут образовать состава преступления. В связи с чем данные оговорки бессмысленны.

  • Налицо несоразмерность наказания тяжести совершённого преступления: в соответствии со статьёй 245 УК РФ. Непосредственно за жестокое обращение с животными предусмотрен штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей (до 300 000 рублей – если деяние совершено организованной группой). Законопроектом же предлагается штраф до миллиона рублей либо приостановление деятельности юридического лица до срок 90 суток.

  • В предлагаемой редакции ст. 15.1 отсутствует корреспондирующая правка в Правила принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации, в связи с чем непонятно, кто будет отвечать за принятие решений по предлагаемой категории информации.

В целом необходимо отметить нецелесообразность тренда на перечисление в законах конкретных видов информации, распространение которой запрещено, вместо того, чтобы придерживаться общего подхода к законности/незаконности деятельности. Путь неких «списков» априори нерационален, поскольку всё предусмотреть невозможно. Намного более вероятно, что указанные и аналогичные законы будет использоваться для злоупотребления правом и попыток оказать давление на СМИ и интернет, чем то, что они принесут реальную пользу.

Поделиться новостью: