Закон «О полиции» и развитие интернета в России

3 Марта 2011

В пятницу, 25 февраля 2011 года в газете «Маркер» была опубликована статья под названием «Россия обещала США закрывать пиратские сайты с помощью закона «О полиции», которая вызвала существенный резонанс в СМИ, среди блогеров, и некоторое недоумение среди юристов интернет-компаний.

В статье приводится доклад Минэкономразвития о защите интеллектуальной собственности в России, который был направлен в администрацию президента США. Законодательным изменением, которое поможет эффективно бороться с пиратством в письме был назван закон «О полиции», вступивший в силу с 1 марта.

«МВД намерено пользоваться статьей 13 — она дает право полицейским вносить обязательные представления хостинг-провайдерам о закрытии сайтов без суда и следствия» - указывают в «Маркер».

Очевидная цель, ради которой был направлен указанный доклад – чтобы Россию исключили из отчёта Главного торгового представительства США (USTR) по форме Special 301 по странам, которые недостаточно защищают интеллектуальную собственность, так как с 1997 года Россия находится в нём в, а в списке 2010 г. указывается сразу после Китая в Priority Watch list (список особого внимания).

Стоит заметить, что к самой специальной форме 301 отношение у американских блогеров достаточно однозначное – многие характеризуют данный документ как рычаг международного воздействия американских лобби из числа правообладателей на «непослушные» страны. В связи с чем позиция, озвученная Минэкономразвития в письме, вероятнее всего существенно преувеличивает возможности полиции, заложенные в законе.

Попробуем разобраться подробнее.

Действительно, в статье 13 закона «О полиции» указывается: «Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: …..вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений»;

Однако в рамках уголовного судопроизводства порядок внесения представлений установлен ещё с 2001 г. федеральным законом - частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, аналогичные полномочия содержатся в законе "О полиции" ещё до появления Интернета в России и существуют в настоящее время у прокуроров согласно закону "О прокуратуре".

В связи с чем, нам представляется, что ситуация вокруг указанной статьи закона «О полиции» несколько утрированна, поскольку он не вносит ничего радикально нового в действующее законодательство.

Однако это не означает, что отсутствует возможность злоупотреблений, а расширение круга лиц, которые имеют соответствующие полномочия полезно для развития интернета в России и общества в целом.

В частности, предписание может быть выдано исключительно на основе субъективно-личностного усмотрения должностного лица. Впоследствии оно может быть обжаловано, однако обжалование, как известно, не приостанавливает исполнение.

Кроме того, для обжалования организация вынуждена будет потратить значительное количество сил своих сотрудников.

Злоупотребления в данной сфере могут нанести существенный вред для развития интернета и, следовательно, инноваций.

В связи с чем, считаем необходимым сейчас и в дальнейшем привлекать самое широкое общественное внимание к случаям злоупотреблений статьёй 13 закона «О полиции».

Со своей стороны, Комиссия по правовым вопросам РАЭК будет внимательно следить за прецедентами по указанной статье.

Поделиться новостью: