Совещание представителей Отрасли и Роскомнрадзора по вопросу реализации “закона о блогерах” (97-ФЗ)

Совещание представителей Отрасли и Роскомнрадзора по вопросу реализации “закона о блогерах” (97-ФЗ)

16 Мая 2014

16 мая 2014 года на площадке Роскомнадзора состоялось закрытое совещание представителей Отрасли и Роскомнрадзора по вопросу реализации “закона о блогерах” (97-ФЗ).

Стороны собрались, чтобы обсудить самые острые вопросы по реализации Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (далее – Закон № 97-ФЗ). А также чтобы наметить возможные пути дальнейшей совместной работы.

Совещание провел Руководитель Роскомнадзора А.А.Жаров, в работе приняли участие сотрудники Роскомнадзора, отвечающие за реализацию закона и подготовку подзаконных актов.

Со стороны отрасли присутствовало руководство РАЭК, представители организаций-членов РАЭК (Mail.ru Group, Яндекс, Rambler&Co, Google, Microsoft), а также представители площадок и интернет-СМИ (TJournal, theRunet, 2ch.hk).

В ходе совещания представители Роскомнадзора рассказали об этапности реализации закона, а также пригласили Отрасль к активному взаимодействию в области экспертизы регламентов и процедур реализации закона.

В частности, участники совещания обсудили:

  • Общую информацию по 97–ФЗ, вводные и сроки реализации закона
  • План и этапность работы Роскомнадзора по реализации 97–ФЗ
  • Этапы азработки ряда НПА и Регламентов
  • Возможное участие Отрасли по ряду направлений

Особое внимание было уделено вопросам, в которых предполагается активное участие представителей отрасли:

  • Методика определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки («счетчик посещения»);
  • Идентификация понятий «организатор распространения информации в сети Интернет», «блогер» и «провайдер хостинга» (в целях решения вопроса об их ответственности в случае неисполнения Закона 97-ФЗ и порядка взаимодействия с ними)
  • Процесс и основания признания владельца ресурса «блогером».
  • Процедура регистрации площадок (организаторов распространения информации) в Реестре
  • Процедура регистрации “блогеров 3000+” в Реестре
  • Процедура взаимодействия РКН с площадкой и с блогерами

Участники встречи договорились, что дальнейшая работа будет продолжена на уровне обсуждения конкретных документов, а в самое ближайшее время пройдет еще ряд встреч и совещаний для очного обсуждения возникающих вопросов.

Справка по закону 97-ФЗ

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 апреля 2014 года, одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года и подписан Президентом России 5 мая 2014 года.

Федеральным законом вносятся изменения в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы распространения информации и обмена данными между пользователями в сети Интернет.

Устанавливаются обязанности организатора распространения информации в сети Интернет (лица, осуществляющего деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, предназначенных и (или) используемых для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет).

В частности, организатор распространения информации в сети Интернет обязан уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о начале своей деятельности, хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщенийпользователями сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение 6 месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также представлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

Кроме того, определяются права и обязанности блогера (владельца сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тысяч пользователей сети Интернет), в том числе при размещении и использовании общедоступной информации иными пользователями сети Интернет.

Блогер имеет право:

  • свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • излагать на своём сайте (странице сайта) в сети Интернет личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;
  • размещать или допускать размещение на своём сайте (странице сайта) в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если это не противоречит законодательству Российской Федерации;
  • распространять на возмездной основе рекламу.

К обязанностям блогера относятся:

  • размещение на сайте (странице сайта) своей фамилии и инициалов, электронного адреса для направления ему юридически значимых сообщений;
  • недопущение использования сайта (страницы сайта) в сети Интернет в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • проверка достоверности размещаемой общедоступной информации до её размещения;
  • недопущение распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом также предусматривается ведение соответствующим федеральным органом исполнительной власти реестра таких сайтов (страниц сайтов), а также устанавливаются права и обязанности этого органа, связанные с ведением указанного реестра.

За невыполнение физическими и юридическими лицами предусмотренных Федеральным законом обязанностей устанавливается административная ответственность.

Замечания экспертов РАЭК, ранее высказывавшихся против необходимости дополнительного законодательного регулирования блогосферы и деятельности блогеров (до принятия закона)

1. Российские блог-хостинг-площадки

Мы против ужесточения в законодательства в этом направлении, которое накладывает дополнительные ограничения / затраты на российские площадки.

Навязывание таким площадкам (ЖЖ / Афиша-Рамблер-Суп, Mail.ru Group и проекты-спутники, Одноклассники / ВКонтакте и т.д.) избыточных законодательных норм – приведет к неконкурентным условиям.

2. Договор между пользователем и площадкой?

Установление нормы обязательного заключения договоров между блог-хостинг-площадкой (соцсетью) и блогером – плохо и нецелесообразно по ряду причин:

  • Отменяет прекрасно работающий в интернете механизм польз. соглаашения / договора оферты
  • Замедлит / отменит саморегулирование
  • Нет аналогов подобного регулирования на Западе
  • Поставит российские платформы в неконкурентные условия по сравнению с западными, обеспечит искусственное перетекание аудитории

При этом со стороны государства возможны введение обязательности заключения подобных договор в случае «популярности» определенного блога и количества подписчиков.

3. Реклама в соцмедиа, отчисления и налоги от «рекламных» заработков

Есть прецедент в США, когда блоггеры обязаны помечать рекламные материалы и платить налоги с них.

Полагаем, что положения Федерального закона «О рекламе» в настоящий момент достаточны для регулирования отношений в области рекламы в соцмедиа.

4. Регистрация в качестве СМИ

Ассоциация против принудительной регистрации в качестве СМИ. В настоящий момент принудительную регистрацию в качестве СМИ государством вводить не предполагается.

Поделиться новостью: