Карен Казарян, главный аналитик РАЭК. Вся новая технологическая составляющая, Big Data, не слишком захватывает, если используется только для покупки копеечного трафика

Карен Казарян, главный аналитик РАЭК. Вся новая технологическая составляющая, Big Data, не слишком захватывает, если используется только для покупки копеечного трафика

21 Июля 2014

Родился 17 февраля 1984 года. В 2002-2005 был редактором журналов «Хакер» и «Железо». Затем в 2008 перешел в «Бегун» на должность PR-менеджера. С 2010 года является главным редактором журнала «Интернет в цифрах» и главным аналитиком «Российская ассоциация электронных коммуникаций» (РАЭК).

12 лет в коммуникационном бизнесе
4 компании сменил за время работы
9 часов длится рабочий день

Если Рунет еще 10 лет назад напоминал…, то сегодня он больше похож… Десять лет назад «пионеры» уже стали серьезными бизнесменами, небожителями. Мы смотрели на них, читали журнал «Хакер», поголовно учились на программистов и мечтали. Сегодня же мы сами — немного каста, но на смену нам никто не идет. Это грустно, но, если честно, в плане идей и перспективных компаний Рунет стагнирует. Не всем же заниматься электронной коммерцией, а те, кто не собирается, – выходят сразу на мировой рынок.

Темпы digital-рекламы растут семимильными шагами, но… У нас один из самых быстрорастущих рекламных рынков в Европе в 2013 году. В этом году, хотя бы и по экономическим причинам, уже будет не так. Но вот дальнейшие перспективы для меня туманны. За последний год резко выросла доля мобильного трафика, но он почти не монетизируется. В то же время темпы роста медийной рекламы упали до единичных процентов. Соответственно рынку, совершенно очевидно, не нужно такое количество RTB-систем и прочих радостей. В то же время в самом перспективном сегменте — видеорекламе — складывается монополия примерно как на ТВ.

Кто-то верит в SMM, кто-то в RTB, мне же… Наиболее интересна так называемая «нативная» реклама. То есть, когда рекламное сообщение органично встроено в общую коммуникацию. Судя по всему, этот формат наиболее выгоден для контентых проектов и интернет-СМИ, но именно в нем гораздо большую роль играет креатив, а не технологичность. Недавно подслушал хорошую фразу: «If it sucks, it’s not native».

Мы все в детстве смотрели фильм «Хакеры» и мечтали… Лет в 14 в одноименном журнале я прочитал «Манифест Хакера», а через пару лет я уже писал для него статьи. «Теперь это наш мир… Мир электронов и переключателей». И действительно, мы – первое поколение, которое выросло вместе с Сетью. Для нас она была и остается источником неограниченных возможностей и знаний. И я очень болезненно отношусь к попыткам вмешательства со стороны корпораций или чиновников. А в особенности, когда начинают говорить о некой «зоне беззакония» в интернете, так что использование интернета становится отягощающим обстоятельством. Но Сеть отражает реальный мир – половина россиян в ней живет каждый день. И нормы должны меняться вместе с технологическим прогрессом, а не пытаться ограничить принципы работы технологий законом. Все равно долго это делать не получится.

Если бы в моей власти было регулирование интернета в принципе, то я бы… Отменил весь блок законодательства об интернете и принял российский «Marco Civil», интернет-конституцию, в которой бы точно были такие положения, как запрет на коммерческую приоритезацию или дискриминацию трафика, запрет на сбор и доступ к данным о пользователях без судебного ордера или согласия пользователя, дискриминация провайдеров доступа со стороны крупных игроков, отменены патенты на ПО, запрещено принятие любых регулирующих норм без согласия экспертного сообщества. Расширил бы понятие свободного использования произведений и разрешил бы копирование и воспроизведение в личных целях, хождение криптовалют, стимулировал активное использование частотного спектра и существующей инфраструктуры доступа всеми игроками, ограничил ответственность информационных посредников, раскрыл данные государственных информационных систем.

Существует мнение, что рекламодатели еще не доросли до осознания всей ценности рекламы в digital... На мой взгляд, это во многом digital не дорос до удовлетворения потребностей рекламодателей. Точнее, может быть он и дорос технологически, но точно не в исполнителях, аналитике и уж тем более не в креативе. Увы, российский рынок еще и сильно деформирован из-за большого количества заказчиков, которым, по большому счету, не важна эффективность рекламы — только эффективное освоение бюджета. Для мелких же рекламодателей доступные инструменты продолжают оставаться темным лесом.

Через 15-20 лет технологии в интернете изменятся настолько, что… Реклама исчезнет. В привычном для нас понимании. Просто компании будут знать, что мы хотим задолго до того, как мы это осознаем, а «экранов» будет бесчисленное множество – или один.

На мой взгляд, рекламному интернет-рынку не хватает… Игроков, в первую очередь, конечно, площадок. Особенно если учесть состояние рекламного продукта на одном из самых популярных сайтов Рунета. Вся новая технологическая составляющая, Big Data, не слишком захватывает, если используется только для покупки копеечного трафика. Нет, разумеется, новые технологии помогают выжать из не очень качественного трафика максимум, но кейсов сравнимого с американским уровня пока не появилось.

Говорят, у российских digital-рекламистов есть все шансы закрепить свое лидерство на международных фестивалях и быть «законодателями мод», но нашим еще не хватает… Понимающих клиентов. В плане законодателя мод россиянам еще очень далеко до тех же бразильцев.

Верите ли вы, что в Рунете СМИ могут перейти с классической модели монетизации за счет торговли рекламой и зарабатывать на платной подписке? Я не верю, что в Рунете СМИ смогут перейти с рекламной модели монетизации и зарабатывать на платной подписке. Если быть точным, я не верю, что это смогут сделать существующие проекты. Они не могут определиться, бизнес это или краудфандинг, не понимают, какой собственно продукт они продают, не любят отчитываться и катастрофически не умеют просить. Я уже не говорю о том, что и рекламу-то многие интернет-СМИ продавать как следует не умеют. Приоритетное размещение плюс какая-нибудь крутилка затыкать дырки. Ах да, и плохие спецпроекты.

Есть такие проекты, как Dirty.ru, Лепра, Хабр, Фишки и другие… В интернете появилось слишком много проектов, которые хотят быть как Buzzfeed. Все вот эти котики, тесты, «10 способов потратить 10 минут». Вот только в Buzzfeed отслеживают десятки параметров поведения пользователей по каждому материалу. Все варианты тестов всех пользователей. Выдающаяся технологическая платформа. И да, занимаются и серьезной журналистикой. А не устраивают из сайта склад клавишно-пневматических музыкальных инструментов. Это, конечно, приносит доход, но это тупиковый путь развития.

Один на один с брендами

Операционная система: Android. Пусть и это, в некотором смысле, новая Windows, но видение будущего системы у Google куда лучше, чем когда-то у Microsoft.

Смартфон: LG Nexus 5, как наиболее чистый Google Experience.

Автомобиль: Такси. Не вижу смысла в обладании личным автомобилем в Москве. Но восхищаюсь Элоном Маском и его Tesla.

Телеканал: HBO, российские я не смотрю совсем.

Мой Icon Brand: Вероятно Sony. Хотя бы и как история заката самого известного японского бренда, чьи Walkman и Playstation были мечтой любого подростка, а в поп-культуре 80-х считалось, что миром будут править японские корпорации. И все же, it's a Sony.

Источник: http://adindex.ru/publication/hr/dayman/2014/07/21/112977.phtml

Поделиться новостью: