Закон о хранении персональных данных в России принят в компромиссном виде

Закон о хранении персональных данных в России принят в компромиссном виде

18 Декабря 2014

Фото: ТАСС

Госдума приняла в третьем чтении закон о хранении персональных данных на территории России. Он вступит в силу с 1 сентября 2015 года, отрасль называет эту дату компромиссным вариантом

С наступлением осени компании будут обязаны хранить обработанные в интернете персональные данные россиян на серверах, которые расположены на территории России. Изначально предполагалось, что ограничение вступит в силу 1 сентября 2016 года. Затем депутаты решили ускорить процесс и в новой редакции фигурировала дата вступления закона в силу 1 января 2015. Комитет по информационной политике Думы внес эту поправку в связи «с общей ситуацией, с участившимися утечками персональных данных и с вопросами безопасности государства в целом». С этой датой законопроект был принят во втором чтении.

После ряда консультаций с представителями интернет-отрасли Госдума решила вернуться к рассмотрению документа и перенести срок вступления нормы в силу. Сегодня депутаты приняли законопроект сразу во втором и третьем чтениях, итоговой датой вступления закона в силу стало 1 сентября 2015 года.

Это – компромиссный вариант. Видимо, депутаты посчитали, что недопустимо, чтобы данные россиян хранились за рубежом в течение 2015 года, но в ходе обсуждения с отраслью пришли к тому, что к 1 января 2015 года компании не успеют обеспечить соответствие требованиям, к тому же им непонятны многие механизмы, прописанные в законе.

Секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества

Директор Российской ассоциации электронной коммерции (РАЭК) Сергей Плуготаренко в интервью РБК отметил, что перенос срока вступления закона в силу на сентябрь дает отрасли время для корректировки документа. В этом процессе он рассчитывает прибегнуть к консультации представителей отрасли и профильных госучреждений.

Свое негативное отношение к законопроекту выражали многие представители IT-бизнеса. Также против принятия документа в существующей редакции выступала РАЭК. Позиция организации отражена на сайте.

«Локализация данных требует от провайдера информационных услуг построения физической местной инфраструктуры в каждой юрисдикции, в которой он работает, чрезвычайно увеличивая расходы и другие убытки как для провайдеров, так и потребителей услуг», – считают члены РАЭК. Они отмечают, что предоставление многих услуг в такой ситуации становится невозможным.

В октябре 2014 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (РАТЭК) подготовили совместное обращение к президенту России Владимиру Путину. Из-за ограниченности времени и невозможности выполнить некоторые требования закона многие компании вынуждены будут прекратить свою деятельность в России, утверждали представители бизнеса.

Представитель системного интегратора «Инфосистемы джет» Валентин Крохин утверждает, что из-за более строгих требований, хранение данных в России обойдется компаниям на 30% дороже, чем в зарубежных дата-центрах. Его мнение цитирует газета «Ведомости». Эксперт оценил затраты российских компаний на хранение данных за рубежом в десятки миллионов долларов. Перевести такой объем в Россию значительная часть бизнеса не успеет, считает Крохин.

Вступление в силу закона отразится не только на IT-бизнесе. Проблемы могут возникнуть, например, у страховых и авиационных компаний, предприятий розничной торговли, сервисов международной связи, почтовой пересылки, бронирования гостиниц и авиабилетов.

Цена, которую заплатит Россия, будет несравнимо выше тех рисков, о которых говорят авторы закона. Фактов преступного использования персональных данных мы не наблюдаем.

Директор по связям с общественностью РАТЭК

Директор центра информационной безопасности компании R-Style Евгений Акимов в интервью «Коммерсанту» отметил, что серьезные проблемы могут возникнуть у компаний, которые используют облачные сервисы, например зарубежные CRM-системы.

Смена практически невозможна, так как в России нет подобных сервисов. Решить проблему можно деперсонализацией данных. Можно также поменять облачный CRM на классический CRM, но это технологически сложная задача.

Директор центра информационной безопасности компании R-Style

Источник: http://top.rbc.ru/technology_and_media/17/12/2014/5491af6a9a79474d1d6e281f

Поделиться новостью: