Главные акценты законопроекта: что следует знать пользователям и Интернет-компаниям

Главные акценты законопроекта: что следует знать пользователям и Интернет-компаниям

6 Июля 2015

Директор РАЭК рассказал в эфире "Россия 1" об особенностях законопроекта "Право на забвение" – по итогам третьего чтения и  обратил внимание на то, какие отраслевые идеи были учтены в итоговой версии закона и на каких принципиальных моментах настаивали представители РАЭК, защищая интересы отечественной Интернет-отрасли. Об этом и многом другом рассказал Сергей Плуготаренко.

Выпуск программы можно посмотреть здесь (с 21 минуты)


1. Главные акценты законопроекта: что следует знать пользователям и интернет-компаниям

  1. Речь не идет о введении цензуры. Никакая информация из Интернета не удаляется. Прекращается только выдача ссылок. Тот, кто захочет, всегда найдет информацию при более глубоком поиске.

  2. Прекращается выдача ссылок на следующую информацию о гражданине:

    • Информация, распространяемая с нарушением закона – та информация, которая в принципе не может свободно распространяться, а только при соблюдении ряда условий. Например, ссылка на скан паспорта заявителя, который появился без его согласия в Интернете;
    • Недостоверная информация - любая информация, которая не соответствует действительности. Например, ссылка на ложную информацию о гражданине;
    • Неактуальная, утратившая значение для заявителя информация в силу последующих событий или действий. Например, ссылка на то, что заявитель работает (в настоящем времени) в такой-то организации, хотя он давно там не работает.
  3. Выдача ссылок прекращается только по запросам пользователей поисковой системы, содержащим имя и (или) фамилию заявителя. Например, при наличии информации на каком-либо сайте: «Иванов Иван Иванович отдыхал во Франции» по запросу: «Иванов Иван Иванович» ссылки выдаваться не будут, а по запросу: «отдых во Франции» - будут;

  4. В требовании заявителя, которое он направляет оператору поисковой системы, должно содержать: Ф.И.О., паспортные данные, контактную информацию; информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению; URL (указатель страницы сайта в сети «Интернет); основание для прекращения выдачи ссылок; согласие на обработку персональных данных.

  5. Предусмотрено право оператора поисковой системы направлять заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, а также уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.

    Срок рассмотрения требования заявителя составляет 10 рабочих дней (если не направлено уведомление об уточнении представленных сведений или уведомление о необходимости предоставить паспорт);

  6. В случае отказа оператора поисковой системы возможно обращение в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок;

  7. Закон вступает в силу с 01 января 2016 г.


2. История принятия закона. Что удалось учесть из предложений отрасли

29 мая 2015 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой, Л.И. Калашниковым внесен проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый законопроект «О праве на забвение»).

Законопроект разработан в целях создания механизма, ограничивающего по заявлению гражданина, направленному оператору поисковой системы, распространение в сети «Интернет» ссылок на информацию о нем, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.

Первоначальная официальная позиция НП «РАЭК» в отношении законодательной инициативы в ее начальной редакции — изложена здесь.

В дальнейшем юридическим отделом РАЭК при поддержке ряда интернет-игроков, в первую очередь, поисковых систем, была проведена существенная экспертная работа по оценке и предложению изменений ряда положений законопроекта, а также инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи, в ходе которых сторонами обсуждались предложенные отраслью изменения и вырабатывались общие подходы к модификации принципиальных и трико-технических формулировок и положений законопроекта.


Принятие законопроекта в первом чтении

12 июня 2015 года перед рассмотрением законопроекта в первом чтении на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи прошла встреча представителей Интернет-отрасли (РАЭК, Mail.ru Group, Google, Rambler&Co, Интерфакс, Яндекс, ВКонтакте) и представителей пользователей (РОЦИТ) — с представителями Комитета и Администрации Президента. Представители Интернет-отрасли высказали свои замечания по законопроекту в целом и рекомендации по его доработке, по итогам предварительной экспертизы текста законопроекта (см., например, официальную позицию РАЭК http://raec.ru/times/detail/4236/).

15 июня 2015 года первый замруководителя Администрации Президента В.В. Володин провел встречу с представителями компании Яндекс, в ходе которой впервые были подняты и обсуждены принципиальные вопросы в отношении текста законопроекта, волнующие отрасль. Также в ходе встречи же было принято решение о необходимости обсуждениия предложений отрасли и консолидации мнений на площадке РАЭК.

16 июня 2015 г. законопроект был принят в первом чтении.


Подготовка к рассмотрению законопроекта во втором чтении

С целью максимального учета отраслевых предложений при обсуждении законопроекта и его последующих чтениях, в кратчайшие сроки было проведено несколько принципиальных экспертных встреч и совещаний.


17 июня 2015 года на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось обсуждение законопроекта для подготовки к его рассмотрению во втором чтении.

Поправки были подготовлены в кратчайшие сроки и согласованы представителями интернет-отрасли, сведены в таблицу юридическим отделом РАЭК и представлены для обсуждения с субъектами права законодательной инициативы с целью их принятия во втором чтении. Во встрече приняли участие представители профильного комитета Госдумы, руководство РАЭК, представители компании Яндекс, представители Администрации Президента. По итогам встречи были детально обсуждены все предложенные отраслью поправки.

В ходе встречи и по ее итогам особый акцент был сделан на таких вопросах как:

  • Возложение на операторов поисковых систем несвойственных им функций государственных и судебных органов (предложение отрасли передать эти функции, к примеру, в Роскомнадзор, не было принято);
  • Вопрос прекращения выдачи ссылок на достоверную информацию о событиях, имевших место более 3 лет назад (удалось предварительно договориться о том, что вопрос о прекращении выдачи ссылок на такую информацию будет снят);
  • Вопрос закрепления принципа исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя и фамилию человека, что соответствует и европейской практике;
  • Исключение из законопроекта отсылок и поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации (устранена неопределенность, связанная с отсылкой к статье 152 ГК РФ, которая касается исключительно защиты чести, достоинства и деловой репутации, предполагает возможность удаления или опровержения сведений, а не прекращения выдачи ссылок);
  • Вопрос подсудности (возможность подачи исков по месту жительства истца, а не как предусмотрено по общему правилу — по месту нахождения ответчика);
  • Указание конкретного URL на информацию, которая должна быть исключена из поисковой выдачи по заявлению пользователя.

В итоге диалога со стороны инициаторов законопроекта были получены заверения, что предложенные выше моменты будут учтены при доработке законопроекта. Подробности по итогам встречи: http://raec.ru/times/detail/4256/


19 июня 2015 г. на площадке Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялась следующая встреча представителей Интернет-отрасли (юристы РАЭК и Яндекса) с представителями профильного Комитета Госдумы и Администрации Президента по законопроекту.

На встрече было продолжено рассмотрение поправок, подготовленных и доработанных отраслью по итогам предыдущих встреч.

Важно отметить, что удалось договориться об увеличении срока рассмотрения жалоб пользователей поисковиками с 3 календарных дней до 10 рабочих дней.

Важное разъяснение, которого удалось добиться: закон касается только операторов поисковых систем, а не других площадок — этот риск снят.

Принципиальное из того, что осталось еще нерешенным на данной встрече — вопрос о подсудности и вопрос о продлении срока вступления закона в силу.

Подробнее об итогах встречи 19 июня: http://raec.ru/times/detail/4259/


26 июня комитет Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи на своем заседании рекомендовал принять законопроект во втором чтении с новым наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены многие поправки, предложенные Интернет-отраслью, в частности:

  • Скорректированы понятия «поисковой системы» и «оператора поисковой системы»;
  • Понятие «достоверная информация» заменено на более удачное понятие «неактуальная, утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя».
  • Требование заявителя теперь обязательно должно содержать указатель страницы сайта в сети «Интернет». Срок рассмотрения требования заявителя продлен с 3 календарных дней до 10 рабочих дней. Оператор поисковой системы теперь может дополнительно направить заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.
  • Оператор поисковой системы теперь обязан прекратить выдачу ссылок только на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя.
  • Из законопроекта исключены все ссылки на статью 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и поправки в данную статью.

Однако Комитетом не были учтены два принципиальных предложения отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 01 января 2017 г.

Подробнее об итогах заседания Комитета 26 июня.


3 июля 2015 года законопроект был рассмотрен и принят в третьем чтении.


Выводы и мнения

По мнению РАЭК, работа над данным законопроектом продемонстрировала пример эффективного взаимодействия и совместной работы Интернет-отрасли и государства (в лице Администрации Президента, профильного Комитета Госдумы, федеральных органов исполнительной власти).

Благодаря проделанной работе удалось в кратчайшие сроки и максимально эффективно подготовить законопроект ко второму чтению, учесть все принципиальные предложения и изменения отрасли и предоставить их депутатам.

Работа вела в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок, и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти. Это была интересная и динамичная работа, которая, я уверен, еще не закончилась...

Поскольку не было учтено одно из принципиальных предложений отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать в порядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела в гражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон.

Юрист РАЭК

Сергей Плуготаренко, Директор РАЭК, подвел предварительный итог проделанной работы:

Хочется сделать особый акцент на важную консолидирующую и экспертную роль РАЭК. Уверен, что в случае когда имеется мощная экспертиза и консолидация мнений, с одной стороны и плотный рабочий контакт с представителями Госдумы, Администрации Президента и Минкомсвязи — можно достичь хорошего результата и удовлетворить максимально возможное количество отраслевых предложений.

Надеюсь, что мы сможем в дальнейшем продвинуться и в отношении вопросов, оставшихся нерешенными: либо на этапе принятия закона, либо благодаря возможным реформам судебной системы, а также на этапе правоприменения.

Директор РАЭК

Приложение:

Подробная таблица поправок и предложений отрасли по модификации проекта федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (т.н. законопроект «О праве на забвение»).


Поделиться новостью: