«Социальный навигатор» представил рейтинг лучших университетов мира

«Социальный навигатор» представил рейтинг лучших университетов мира

15 Сентября 2015

Проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» представил русскоязычную версию двенадцатого международного рейтинга лучших университетов - QS World University Rankings, ежегодно составляемого компанией QSQuacquarelli Symonds.

Согласно данным рейтинга двадцать один университет из России вошел в финальный список. Наивысшее место среди российских университетов занял МГУ им. М.В. Ломоносова, поднявшийся на шесть пунктов и опередивший Лондонский университет королевы Марии, Университет Вашингтона в Сент-Луисе и Чжэцзянский университет в Китае. Впервые с 2010 года МГУ подошел к топ сотне так близко: 93 место в 2010, 114 в 2014 и 108 в 2015. В первую пятерку QS World University Rankings вошли такие узнаваемые во всем мире американские и британские университеты, как Массачусетский технологический институт (1 место), Гарвардский университет (2 место), Кембриджский университет (3 место), Стэнфордский университет (4 место), Калифорнийский технологический институт (5 место).

В 2015 году в рейтинге присутствуют университеты из 82 стран, в топ 200 представлены вузы из 34 стран – Австрии, Австралии, США, Великобритании, России, Бразилии, Франции, Канады, Новой Зеландии, Германии, Кореи, Японии и других. Российские университеты продолжают составлять значительную часть расширенного рейтинга – СПбГУ (256 место), Новосибирский государственный университет (317 место), МГТУ им. Н.Э. Баумана (338 место), МГИМО (397 место), НИУ ВШЭ (группа 501-550), НИЯУ МИФИ (группа 501-550), Казанский (Приволжский) федеральный университет (группа 551-600), РУДН (группа 601-650), УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (группа 601-650), Южный федеральный университет (группа 601-650), Саратовский государственный университет (группа 601-650). ДВФУ (группа 651-700). МИСиС, РЭУ им. Г.В. Плеханова и другие вузы вошли в группу 701+.

Социальный навигатор» и QS уже третий год подряд представляют русскоязычную версию рейтинга. За это время команда «Социального навигатора» сформировала подходы к оценке качества высшего образования в русскоязычном пространстве. Благодаря продуктивной работе команды «Социальный навигатор» и QS задаются новые культурные стандарты представления и использования результатов международных рейтингов для вузов России и стран СНГ. Сейчас мы уже наблюдаем прямую взаимосвязь между выбором российских абитуриентов и постепенным подъемом российских вузов в этом рейтинге. В результате этого сотрудничества абитуриенты могут получать достоверную информацию о качестве образования в российских и международных вузах.

Руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня»

Каждый год QS собирает сотни предложений по улучшению методологии, сбору данных, анализу и т.д. После серьезного анализа и горячих дискуссий с академическим сообществом и нашим Советом, в этом году мы внесли изменения в методологию. Это первые серьезные изменения с 2007 года, и, разумеется, результат оказался весьма заметным: многие вузы изменили свои позиции больше, чем когда-либо. Главные изменения заключаются в нормализации индекса цитирования – до этого года при анализе данных Скопуса для QS World University Rankings мы рассматривали все результаты в целом, однако принимая во внимание неравномерное распределение продуктивности ученых в каждой из областей знаний было принято решение отобразить это в подходе. По данным Скопуса, 49% цитат приходится на науки о жизни и медицину и лишь 6% - на социальные науки и 1% - на гуманитарные науки и искусство. Однако если посмотреть на количество студентов, обучающихся по этим направлениям, ситуация прямо противоположная. В Великобритании, например, 55% студентов изучают науки, дающие в сумме эти 7% цитат. В итоге нами была разработана скользящая шкала, позволяющая оценить и нормализовать индекс цитирования в зависимости не только от общего количества цитат, но и от языка публикации, продуктивности страны в той или иной области знаний в целом и т.д. (подробно см. IU.qs.com или zoya@qs.com). Данная нормализация ударила в первую очередь по вузам, чьи научные успехи связаны с науками о жизни и медицине. В России ярче всего это проявилось на примере РУДН, оказавшемся в этом году в группе 601-650 вместо прошлогодней 471-480.

По многочисленным рекомендациям мы также перестали засчитывать статьи, где количество авторов превышает 10 человек. Именно этот фактор повлиял на смещение МИФИ из группы 481-490 в группу 501-550. Однако учитывая позитивную динамику этого университета, я уверена, что это временное явление и уже в ближайшее время мы увидим выправление и улучшение результатов.

Прочие изменения включают в себя исключения ряда типов публикаций из анализа (пресс-релизы, обзоры конференций и т.д.) и расширение кумулятивной оценки экспертных опросов с трех до пяти лет.

Я хочу подчеркнуть, что все университеты, сотрудничающие с QS и предоставляющие свои данные для анализа, демонстрируют стабильный рост и улучшение своих результатов. Большинство, если не все, смещения этого года – это результат изменения методологии. Как я уже упоминала, мы крайне редко идем на подобные шаги, но мы верим, что новые правила оценки позволят нам давать всем университетам более взвешенную и реалистичную оценку, не полагаюсь лишь на одну какую-то сильную сторону.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии

Ректор МГУ имени М.В. Ломонсова академик Виктор Садовничий расценивает место ВУЗа в рейтинге как свидетельство улучшения качества российского образования:

В последние три года виден рост в улучшении качества российского образования, когда Президентом РФ были поставлены несколько важных задач в сфере развития национальной системы образования, повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов. По итогам прошедшей вступительной кампании средний балл ЕГЭ поступивших в вузы страны вырос почти на 2 единицы, при этом растущий вклад в среднее значение балла ЕГЭ дает уже не экзамен по обществознанию, а экзамены по математике и естественным наукам; в этом году число сдававших ЕГЭ по физике выросло почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Ректор МГУ имени М.В. Ломонсова академик
Поделиться новостью: