От неопределенности функций до проектов международного масштаба

От неопределенности функций до проектов международного масштаба

5 Сентября 2011

Сегодня Российскую Ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК) называют самой значимой некоммерческой организацией Рунета, объединяющей более 70 ведущих игроков российского интернет-рынка. Именно эксперты РАЭК проводят большинство стратегических исследований отечественной сети, вручают престижные премии, проводят тематические встречи и конференции, в рамках рабочих групп при Министерстве связи и массовых коммуникаций участвуют в разработке законопроектов, в той или иной степени касающихся вопросов авторских и смежных прав в сети. Но так ли было всегда?

О том, как маленькая партнерская организация, не имеющая в момент своего создания ни политического влияния, ни финансовых ресурсов, выбилась на гребень российской Интернет-волны, рассказал её руководитель Сергей Плуготаренко. Наиболее интересна позиция ассоциации касательно изменений в Гражданском Кодексе РФ и внедрении лицензий Creative Commons в российское право. Сергей также поделился информацией о возможностях заработка в сети, будущем Рунета и перспективных проектах РАЭК.

- Расскажите о РАЭК, каковы её приоритетные проекты, как выстраивается работа с членами Ассоциации?

Ассоциация была создана в 2006 г., однако на тот момент у неё не было чётко определённых целей и задач, она не обладала необходимым политическим весом и административными ресурсами. Ситуация изменилась в 2009 г., когда произошло два весьма важных для нас события. Во-первых, в РАЭК вступили несколько крупных игроков отечественного ИТ-рынка (Mail.Ru, «Рамблер», «Одноклассники.Ру», «В Контакте», DST, Astrum Online Entertainment и другие), а во-вторых, впервые были объединены две конференции, ранее проходившие порознь: РИФ (Российский интернет-форум) и КИБ (Конференция «Интернет и Бизнес»). С этого момента РАЭК набирает вес, растет и реализовывает действительно важные отраслевые проекты международного масштаба. Сегодня РАЭК - главная общественная организация российского Интернета, которая осуществляет экспертизу Рунета и содействует его развитию.

Приоритеты в проектной деятельности РАЭК выстроены по следующим направлениям:

  • определение и лоббирование интересов Рунета (на государственном и международном уровнях);
  • коллегиальный PR членов Ассоциации, аналитика;
  • мероприятия, стандарты и образование.

На сегодняшний день Ассоциация насчитывает более 70 членов, хотя еще год назад их было только 30. Работа с ними выстраивается традиционным для общественных организаций образом. Все члены объединяются «по интересам» и по отраслевой принадлежности в рабочие группы и Комиссии при РАЭК. На данный момент действуют три Комиссии (по правовым вопросам, по информационной безопасности и киберпреступности, по веб-разработке), в ближайшее время начнут работу ещё четыре (по электронной торговле, по образованию и кадрам, по хостингу, по аналитике). Есть Консультативный совет, в который в ближайшее время войдут представители профильных госструктур, министерств и ведомств, а также совет, в который входит ограниченное число членов Ассоциации.
И, конечно, есть аппарат Ассоциации, который я и возглавляю.

- К слову о Комиссиях. А какие вопросы рассматривает, например, Комиссия по правовым вопросам?

Деятельность Комиссии достаточно многогранна, в её компетенции находится курирование как основных законов и положений, определяющих деятельность отрасли («Кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет», проект модельного закона «Об Интернете»), так и Федеральных законов общего плана, но касающихся нашей сферы.

Так, в настоящее время Федеральный закон «О персональных данных» предъявляет очень жёсткие требования к защите персональных данных, что мешает развитию интернета. Фактически, требования Закона неисполнимы, например, физически невозможно получить от каждого пользователя социальной сети письменное согласие на обработку персональных данных. Кроме этого, на оборудование, необходимое для приведения в соответствие с законом «О персональных данных» рабочих мест интернет-компаний необходимы средства, которых у небольших, развивающихся компаний просто нет. Таким образом, малый и средний бизнес в Сети находится под угрозой. Или Федеральный закон «О страховых взносах», согласно которому с 1 января 2011 г. подавляющее число организаций платят взносы в фонды по ставке, которая превышает 30%.

Проблема увеличения бремени расходов для организаций очевидна. К сожалению, льготы предоставлены лишь незначительной части представителей бизнеса. Увеличение размера страховых взносов для ИТ-компаний ведёт к потерям бюджетов, которые разумнее было бы потратить на развитие бизнеса, особенно учитывая общую стратегию развития государства.

- Позиция РАЭК в отношении проектов изменений ГК РФ достаточно активна. Каково Ваше мнение относительно интеллектуальной собственности в Интернете, а также ответственности интернет-посредников за размещаемый контент?

Вы правы, это одна из тем, наиболее активно прорабатываемых РАЭК.

Много было сделано, сказано, изучено. Мы входим практически во все рабочие группы и комиссии, в экспертные советы и сообщества по обсуждению вопросов авторских прав и прав на результат интеллектуальной деятельности в сети Интернет. Мы мониторим все происходящее в этой сфере, составляем свои предложения и проекты поправок, инициируем законодательные акты в этой области - словом, боремся за права интернет-бизнеса и пользователей, отстаиваем отраслевую позицию.

Вкратце нашу позицию можно сформулировать так:

  • РАЭК выступает за правовое регулирование вопроса интеллектуальной собственности, при этом мы защищаем права и интересы интернет-пользователей на доступ к общественной значимой информации в сети Интернет;
  • РАЭК против пиратства и присутствия агрессивного/незаконного контента в Сети. Однако за чёткое определение понятия понятий агрессивности/незаконности;
  • РАЭК против ответственности контент-провайдеров за размещаемый пользователями контент;
  • РАЭК против пре-модерации контента, размещаемого пользователями в интернете.

Мы готовы содействовать всем заинтересованным сторонам (правообладатели, контент-провайдеры, пользователи, государство) в установлении максимально эффективного режима сотрудничества в сфере охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет. Более того, мы уже сейчас помогаем правообладателям изучать современные возможности Рунета и выстраивать такие схемы сотрудничества, которые не просто предотвращают нелегальное распространение контента, но и помогают правообладателям и контент-провайдерам зарабатывать на контенте.

- В конце апреля по итогам встречи с Президентом России было принято решение подготовить предложения в ГК в части лицензий Creative Commons. Насколько я понимаю, предложения от интернет-сообщества уже разработаны. Каково состояние дел на сегодня?

Данные лицензии широко применяются на Западе и позволяют автору определять условия безвозмездного использования и распространения созданного им контента. По мнению Ассоциации, вполне логично применять их и в России. По итогам встречи, в начале июня Д. Медведев поручил главе Минкомсвязи И. Щёголеву и председателю президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства В. Яковлеву подготовить предложения о соответствующих изменениях в законодательство.

Для выработки предложений была создана рабочая группа при Минкомсвязи, в которую вошли представители членов РАЭК, а также представители госструктур, отвечающие за формирование законопроектов. Первоначально эксперты из Исследовательского центра частного права не рассматривали возможность использования международных свободных лицензий в рамках российского законодательства, а предлагаемый ими вариант регистрации свободных лицензий через Роспатент и Российское авторское общество был, на наш взгляд, неработоспособен.

Мы предложили свои варианты решения этой проблемы, как в виде новой концепции, так и в виде поправок в существующий Гражданский кодекс.

В итоге, после долгих переговороврабочая группа при Минкомсвязи, обсуждающая перспективы введения свободных лицензий на интеллектуальную собственность, пришла к принципиальному соглашению о возможности их интеграции в российское законодательство, что и было изложено в докладе Президенту. Однако Исследовательский центр Частного права запрашивает дополнительное время на изучение этого вопроса и оценку последствий, несмотря на то, что на этот вопрос уже потрачен год. Учитывая особенности предвыборного периода, когда не стоит ждать радикальных изменений в законодательстве, мы предполагаем, что подобное затягивание этого вопроса может носить сознательный характер.

- На чём вообще можно будет заработать в Интернете, к примеру, книжникам и издателям?

Это сложный вопрос, и мнения специалистов по нему неоднозначны.

С одной стороны, растёт рынок цифрового контента в Сети, и правообладатели учатся зарабатывать на возможностях Интернета. С другой стороны, постоянно меняются модели заработка на контенте, примеров тому масса: и прорыв в этой области, демонстрируемый такими компаниями, как Apple (имеется ввиду в первую очередь iTunes и рост оборотов цифрового контента), и провалы многих интернет-СМИ, экспериментировавших с платной моделью доступа к своему контенту.

Проблемы рынка, признанные специалистами в этой области, заключаются в следующем: никто не хочет платить за новости, многие готовы платить небольшие деньги за легальный цифровой контент (книги, кино, музыка), интернет-изданиям до сих пор около 60% дохода приносит реклама, а в сфере правового регулирования немало сложностей и противоречий. Последний факт объясняется тем, что российское законодательство, как, впрочем, и мировое, часто отстаёт от стремительного развития технологий и смены правовой парадигмы.

Отсюда главный вывод: старая модель заработка умирает, а вот новая пока не определена.

Что касается непосредственно Рунета, то здесь данные статистики (ФОМ, 2011) таковы: в подавляющем большинстве случаев люди не могут отличить легальный контент от нелегального. И это проблема авторов - указать пользователю как обстоят дела с тем или иным контентом. Здесь мы возлагаем надежды на законодательное закрепление свободных лицензий, аналогичных Creative Commons - это международный язык, понятный всем.

- Как, на Ваш взгляд, будет развиваться Рунет в ближайшее время, каковы основные тенденции и перспективы?

Будет плавный рост по всем основным измеряемым показателям: число интернет-пользователей, количество доменов, обороты по сегментам, вовлечённость аудитории.

Также продолжится неотображаемый в «метриках» рост влияния Интернета на все информационные, гуманитарные, социальные и экономические процессы, происходящие в социуме.

Если говорить о более осязаемых и ежедневных трендах, то они таковы:

  • изменение географии Рунета (Интернет «стареет», рост происходит за счёт регионов и малых населённых пунктов);
  • формирование и рост сервисов/площадок с едиными коммуникационными пространствами (почта, сообщения, контакты, фото- и видеохостинги, геосервисы - всё-в-одном);
  • социализация поиска;
  • рост сегмента нестандартной рекламы, видеорекламы;
  • появление «умной» рекламы в соцсетях и рекламы в приложениях;
  • рост мобильного Интернета и рост использования смартфонов и мобильных устройств по доступу в Интернет.

- Расскажите о ближайших проектах РАЭК (в частности, о проектах в рамках ММКВЯ).

На осень у нас масштабные планы, надеемся реализовать много интересных идей. Некоторые из них являются нашими традиционными осенними «флагманскими» проектами общероссийского масштаба - такие как Неделя российского Интернета (RIW-2011, www.riw11.com), выставка «Интернет - 2011», Премия Рунета - 2011 (www.premiaruneta.ru).

Другие проходят в более нишевом и кулуарном формате, но не являются от этого менее важными. Также много партнёрских проектов, где РАЭК выступает в роли соорганизатора. Для нас они тоже важны, поскольку позволяют совместно с партнёрами реализовать совершенно новые идеи и открыть прежде неизведанные горизонты.

Среди таких проектов конференция «Сайт - 2011» (которую мы проводим совместно с компанией «Ашманов и партнёры» при поддержке NetCat и 1С-Битрикс), конференция с провокационным названием «Бизнес мёртвых деревьев» в рамках ММКВЯ, премия в области интерактивного маркетинга MIXX-awards и конференция MIXX - 2011, Книжная премия Рунета (совместно с интернет-магазином OZON.ru www.ozon.ru/premia/).

Также мы выпустим два новых номера журнала «Интернет в цифрах».

А вообще, все наши проекты представлены на www.rocID.ru/events/ - выбирайте и присоединяйтесь!

Источник: http://www.copyright.ru/ru/news/main/2011/9/5/Plugotarenko/

Поделиться новостью: