РАЭК просит В.В.Володина “ускорить” Телемедицину

Дата публикации: 12 июля 2017

РАЭК просит В.В.Володина “ускорить” Телемедицину

10 июля 2017 года Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) направила официальное письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину с просьбой не допустить отката от принципов, согласованных медицинским сообществом и информационно-технологической отраслью, к первому чтению законопроекта и поддержать необходимость введения в действующее законодательство положений по легализации оказания медицинской помощи пациенту дистанционно, а также поддержать позицию экспертного сообщества относительно узаконивания дистанционной идентификации пациента при безусловном сохранении условий защиты персональных данных и врачебной тайны.

История вопроса: законопроект о телемедицине (2016-2017)

Напомним, что на основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина 19 мая 2015 г. № Пр-984 был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных»”.

Законопроект направлен на легализацию оказания пациенту медицинской помощи дистанционно.

В мае 2016 года законопроект был внесен в Государственную Думу депутатом Л.Л. Левиным. Параллельно с января 2016 г. Минздравом России велась работа по разработке законопроекта в сфере регулирования ЕГИСЗ, который в результате продолжительных консультаций был дополнен нормами касательно регулирования оказания телемедицинских услуг. В мае 2017 г. указанный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу (№ 174692-7).

В целом разработанный Минздравом России законопроект отвечал требованиям отрасли и медицинского сообщества, за исключением положения, согласно которому возможность врача оказывать пациенту дистанционную медицинскую помощь ограничивается только консультированием и мониторингом, без права назначения лечения.

В этой связи законопроект в целом был поддержан, а депутатом Л.Л. Левиным было принято решение об отзыве внесенного им в 2016 г. законопроекта с целью создания условий для конструктивного обсуждения проекта федерального закона и согласования всех спорных вопросов, в том числе по оказанию дистанционной помощи пациентам.

Для доработки законопроекта, разработанного Минздравом России, при Комитете Государственной Думы по охране здоровья создана рабочая группа. В адрес указанной группы направлены замечания к законопроекту в части предоставления пациенту помощи с применением телемедицинских технологий.

Суть позиции и обращения РАЭК

РАЭК выражает озабоченность, что на настоящий момент консенсуса по указанному вопросу не достигнуто.

Более того, наши эксперты отмечают: существует опасность, что положения, регулирующие возможность оказания пациенту дистанционной медицинской помощи, могут быть изъяты из законопроекта с целью его оперативного согласования и принятия во втором чтении.

Отсутствие в законе прямого указания на возможность дистанционно корректировать лечение и оказывать медицинскую помощь не только лишит возможности повысить оперативность и качество оказания помощи, особенно для пациентов с хроническими заболеваниями или ограничениями возможностей здоровья, а также проживающих на труднодоступных территориях, но и приведёт к отставанию развития отрасли в целом.

Пациентам будет по-прежнему оказываться «консультационная» (а не медицинская) помощь дистанционно (именно такая практика принята в настоящее время, в условиях отсутствия регулирования). В свою очередь, такая практика  не позволит идентифицировать лиц, участвующих в процессе оказания медицинской помощи  и, как следствие решить вопросы ответственности за оказанные услуги, что само по себе несёт опасность некачественного оказания помощи.

Аналитики РАЭК, исследующие вопросы развития цифровой экономики в России, отмечают, что телемедицина – одна из ключевых отраслей Экосистемы Цифровой экономики, которая может оказать положительное воздействие на качество жизни сразу многих миллионов граждан РФ и создать новые направления бизнеса для тысяч игроков Рунета и российского ИТ-рынка.

Отсутствие легальности отношений врача и пациента по оказанию медицинской помощи с применением информационных технологий приведет и к ощутимым экономическим последствиям.

По оценкам экспертов к 2020 г. уже более 7 миллионов против 350 тысяч в 2013 г. пациентов станут «дистанционными» пациентами и будут лечиться с использованием телемедицинских платформ. Очевидно, что в условиях сохранения правового вакуума для дистанционного лечения в России и в случае наличия данного рынка в «серой» зоне регулирования неизбежно приведёт к оттоку российских пациентов к зарубежным врачам и к потере нашей страной значительных капиталов и предпринимательского потенциала.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

В текущей версии законопроекта, одобренной в первом чтении, не зафиксирована возможность дистанционного лечения пациентов, а также возможность взаимодействия между врачом и средним медперсоналом.

Критически важно, чтобы отношения между пациентом и врачом были в полной мере легализованы, так, чтобы нуждающийся в помощи смог получить квалифицированную медицинскую услугу в максимально короткий срок и с минимально возможными затратами, а в случае неправильного лечения – назначивший это лечение нес бы ответственность. Таким образом, в целом необходимо применить рамочный подход: принципиально на уровне закона разрешить телемедицину при оказании любых медицинских услуг в любых ситуациях, но определение конкретных разрешенных случаев, порядков лечения и заболеваний перенести на Минздрав, как центр отраслевой экспертизы и регулятора. Дистанционная диагностика и лечение все равно проводятся, но  носят статус консультаций – что не предполагает ответственности врача в случае неверного лечения. Также необходимы дистанционное взаимодействие врачей и среднего медперсонала. В разрешенных случаях фельдшер мог бы консультироваться с врачом дистанционно и назначать лечение, руководствуясь рекомендациями врача, что могло бы значительно снизить смертность в удаленных от региональных центров населенных пунктах, в сельской местности и пр.

Искендер Нурбеков

Искендер Нурбеков

Заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам – один из главных отраслевых экспертов по направлению "Законопроект о телемедицине"

Мы надеемся на привлечение внимания на высшем уровне законодательной власти к необходимости скорейшего законодательного обеспечения работы этой части Цифровой экономики, с обязательным учетом предложений отраслевых экспертов, описанных выше.

Учет мнения таких экспертов позволит не только дать старт направлению Телемедицины в нашей стране, но и обеспечит ее работы в правовом поле, а также гарантирует быстрые темпы ее развития и охвата граждан соответствующими услугами.

Именно поэтому, для максимального привлечения внимания к этому вопросу и ускорения его решения с учетом мнения отрасли, нами принято решение о направлении письма-обращения на имя В.В. Володина.