Официальная позиция РАЭК по законопроекту о товарных агрегаторах

Дата публикации: 9 марта 2017

Официальная позиция РАЭК по законопроекту о товарных агрегаторах

Официальная позиция Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” по законопроекту "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", доработанному во исполнение поручения Правительства от 29 декабря 2016 года No ОГ-П12-8153 и одобренного Комиссией по законопроектной деятельности 6 марта 2017 года.

Суть законопроекта:

Законопроектом вводится понятие "агрегатора товаров (услуг)" (далее агрегатор). Агрегатором будет признана организация, которая предоставляет в сети Интернет:

  • Информацию о продаже товара (предоставлении услуги);
  • Возможность покупателю заключить договор купли-продажи товара (оказания услуг);
  • Возможность оплаты вышеуказанного товара (услуги)

Организация, признанная агрегатором, обязана доводить до пользователя подробную информацию о себе и об изготовителе (продавце) товара. Согласно законопроекту, ответственность за выполнение сделки, заключенной на сайте агрегатора, лежит на продавце (поставщике) товара (услуги), также, как ответственность по соблюдению прав потребителя при товаре что надлежащего, что ненадлежащего качества.

В законопроекте описана ответственность агрегатора:

  • В случае предоставления недостоверной информации о товаре (услуге) агрегатор несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю;
  • Агрегатор должен в десятидневный срок с момента обращения потребителя вернуть ему уплаченную сумму в случае, если продавец (поставщик) нарушил срок доставки товара, а потребитель уведомил продавца (поставщика) о расторжении сделки; а также в случае, если покупатель отказался от товара вследствие предоставления агрегатором неверной информации. При этом, агрегатор может отказать потребителю в случае получения подтверждения от продавца (поставщика) о принятии потребителем товара (услуги).

История обсуждения законопроекта:

Данный законопроект разрабатывался Роспотребнадзором с середины 2015 года (паспорт законопроекта http://regulation.gov.ru/projects#npa=28846?).

16 сентября 2015 года Заместитель Председателя Правительства О.Ю. Голодец поручила руководителю Роспотребнадзора А.Ю. Поповой доработать законопроект с привлечением общественных объединений. В декабре 2015 года была создана рабочая группа.

В результате продолжительной работы 8 июля 2016 года в департамент ОРВ Минэкономразвития была направлена версия, согласованная и с представителями бизнеса, и с представителями организаций, защищающих потребителей.

Однако 6 марта 2017 года на сайте Правительства Российской Федерации появилось сообщение о том, что Комиссия по законопроектной деятельности одобрила другую версию законопроекта

Письмо от Роспотребнадзора с законопроектом было направлено в Минпромторг 12 июля 2016 года, и именно версия от 8 июля была согласована с вышеуказанным ведомством.

Суть отраслевой позиции, связанной с ситуацией вокруг законопроекта:

В текущей версии законопроекта есть существенные отличия от версии от 8 июля 2016 года, и все они касаются ответственности агрегатора:

  • В согласованной с отраслью версии речь шла о предоставлении заведомо недостоверной информации, в данной же версии упомянута просто недостоверная информация;
  • Право потребителя на получение возврата денежных средств возникает вне зависимости от потребления им товара (услуги), только на основании обращения, а уже дальше агрегатор должен возникшее право опровергать.

При этом, согласно Закону "О защите прав потребителей" (статья 26.1), потребитель может обратиться за возвратом средств к продавцу, и у него есть возможность злоупотребления правом путём обращения одновременно также к агрегатору.

За указанные 10 календарных дней продавец может не успеть выяснить, принял потребитель товар (услугу) или нет, т.к. возникновение права у потребителя не связано с получением товара обратно продавцом. И продавец не успеет определить, был ли товар в употреблении, является ли он товаром надлежащего качества, а значит, не успеет предоставить агрегатору подтверждение принятия товара (услуги).

В результате, недобросовестный потребитель может получать многократные компенсации одновременно от двух участников сделки.

Выводы и предложения:

От лица крупнейшего сообщества действующих представителей бизнеса в области интернет-торговли, обладая большим опытом взаимодействия с организациями, представляющими интересы потребителей, предлагаем:

  1. Возобновить деятельность Рабочей экспертной группы, работавшей по законопроекту в 2016-м году;
  2. Включить в состав данной Рабочей группы представителей Минпромторга и Минэкономразвития и пригласить их к активному участию;
  3. Вынести на обсуждение этой Рабочей группы радикальные отличия между текущей и предыдущей версиями.
  4. Мы уверены, что с учетом имеющегося опыта и наработок, такая Рабочая группа сможет в кратчайший срок предложить такие новые формулировки, которые смогут одновременно защитить потребителя, и учесть интересы интернет-игроков.

Кластер “РАЭК / Электронная коммерция” будет рад предоставить свои экспертные и организационные возможности, а также выступить площадкой для обсуждения и консолидации отраслевых предложений – для предоставления экспертных заключений вышеуказанной Рабочей группе.

Новости по теме: