Официальная позиция РАЭК в отношении обсуждаемого в СМИ законопроекта о защите национальных фильмов в интернете

Дата публикации: 4 Апреля 2017

Официальная позиция РАЭК в отношении обсуждаемого в СМИ законопроекта о защите национальных фильмов в интернете

Аналитики и юристы РАЭК изучили информацию в СМИ в отношении возможного законопроекта о защите национальных фильмов в «Интернет», предполагающего ужесточение механизма блокировки пиратских сайтов, а также в отношении обращения кинематографистов России к Министру культуры Российской Федерации В.Р.Мединскому (далее обращение).

По информации в СМИ, в обращении содержится предложение по реализации ряда мер по ужесточению борьбы с пиратством в сети «Интернет» путем блокировки пиратского контента без обращения в суд, блокировки пиратских сайтов через суд в упрощенном режиме, блокировки ссылок на пиратский контент через поисковые системы .

РАЭК и входящие в Ассоциацию игроки российской интернет-отрасли поддерживают борьбу с пиратством в сети «Интернет», более того, мы проводим значительную отраслевую работу в этом направлении. Тем не менее, РАЭК уже не в первый раз выражает свою озабоченность в отношении подобных инициатив, содержащихся в обращении, упомянутом выше.

В связи с чем представляем официальную позицию по тем предложениям, которые, согласно СМИ, содержатся в обращении.

  • Внесудебный порядок опасен тем, что решение принимается административным органом, который в отличие от суда не является независимым, без участия лица, к которому предъявляется соответствующее заявление и возможности реализации своего конституционного права на защиту. Соответствующее лицо оказывается перед фактом принятого административным органом решения и заблокированным на основании данного решения сайтом.
  • Указанная инициатива создает опасный прецедент.
    Внесудебный порядок предлагается применить для решения по существу экономических вопросов, а не для защиты прав и свобод человека и гражданина, либо обеспечения безопасности государства. В случае поддержки поправок другие субъекты экономической жизни, ссылаясь на конституционный принцип равенства всех перед законом, также могут требовать для защиты своих прав введения внесудебных процедур.
  • Полагаем, что введение административного порядка для защиты прав правообладателей нарушит фундаментальные конституционные права лиц, к которым будут предъявляться соответствующие претензии.

    Исходя из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Согласно пункту 2 указанной статьи защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

    Полагаем, что в данном случае нет никаких оснований для исключения и установления защиты нарушенных авторских и (или) смежных прав в административном порядке, поскольку подобный порядок нарушит баланс прав и законных интересов лиц, к которым правообладатели предъявляют свои претензии, а также принцип равенства.

    Кроме того, специфика самого административного порядка может повлечь за собой значительные убытки для указанных лиц, особенно учитывая трансграничную природу сети “Интернет”.
  • В настоящее время основная категория дел, связанная с защитой авторских и (или) смежных прав уже рассматривается по особой «льготной» процедуре с принятием в кратчайшие сроки предварительных обеспечительных мер.

    Соответствующий закон принимался длительное время, в том числе при активном участии представителей интернет-отрасли. Действующим порядком гарантируются права ответчика, который после предъявления иска в открытом судебном заседании на основе состязательности и равноправия сторон имеет возможность защищаться. Правообладатель в целях защиты своих прав обращается в Мосгорсуд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, после принятия которых Роскомнадзор ограничивает доступ к сайту. Т.е. буквально в течение считанных дней правообладатель может добиться блокировки предполагаемого ресурса-нарушителя.

    Причем предполагается дальнейшее совершенствование этой процедуры и других антипиратских мер. Так упомянутым законопроектом № 107145-7 предлагается установление возможности применения оперативных мер реагирования в отношении производных сайтов (так называемых «зеркал»), исключение индексации поисковыми системами сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на постоянной основе. Также внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в I чтении законопроект № 107145-7 отражает ранее достигнутый компромисс между кинематографистами, другими правообладателями и Интернет-отраслью. РАЭК представлены замечания и предложения к указанному законопроекту.

Интернет-отрасль и РАЭК активно участвуем в процессах легализации медиапотребления в Сети, и считаем сформировавшийся интерфейс отрасли и власти в этом направлении сбалансированным и эффективным. Все стороны могут быть услышаны, все предложения могут быть обсуждены в экспертной плоскости, Госдума и профильные ассоциации активно вовлечены в процесс такого диалога.

Это стало возможным благодаря усилиям профильных ассоциаций, экспертного сообщества и возможности вести диалог в том числе на площадке профильного Комитета ГосДумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, особые надежды отрасль возлагает на созданный недавно Совет при Председателе Государственной Думы по законодательному обеспечению Цифровой Экономики.

Теперь же, по сути, предлагается перечеркнуть всю ранее проделанную работу.
Полагаем, что дальнейшее совершенствование механизмов защиты прав правообладателей возможна, но без изменения основных подходов и с учетом прав и законных интересов всех сторон, в том числе интернет-отрасли.

В связи с изложенным заявляем об отрицательной оценке нашей Ассоциацией предлагаемых Минкультуры и кинематографистами мер, описанных в СМИ и будем добиваться того, чтобы мнение интернет-отрасли учитывалось при рассмотрении указанных законопроектов.