Россия в ВТО. Требования ТРИПС к защите интеллектуальной собственности
Дата публикации: 9 сентября 2013
Е.А. Войниканис
- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS – Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) входит в единый пакет нормативных актов (Соглашение об учреждении ВТО в совокупности с прилагаемыми к документу многосторонними торговыми соглашениями), который должно принять каждое государство при вступлении в ВТО. Соглашение ТРИПС вступило в силу 1 января 1995 года и стало первым соглашением по вопросам интеллектуальной собственности (далее – ИС) в системе международной торговли.
- Предметом регулирования ТРИПС являются: авторское право и смежные права, товарные знаки и знаки обслуживания,наименования мест происхождения товаров, изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, конфиденциальная информация и др. Нередко соглашение ТРИПС называют «дополнением к Бернской и Парижской конвенциям», т.к. в соглашении, с одной стороны, оговаривается, что оно не противоречит указанным конвенциям, а, с другой стороны, вводится дополнительное регулирование (увеличивается срок охраны, вводится защита компьютерных программ как литературных произведений и др.).
- Для России, вступающей в ВТО, важное значение имеют следующие вопросы:
- Соблюдение требований ТРИПС. Требования ТРИПС рассматриваются как минимальные стандарты, которыестрана-член ВТО обязана предусмотреть в своем законодательстве для защиты прав ИС.
- Обязательные процедуры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности.
- Расширение сферы взаимных обязательств по вопросам ИС после вступления в ВТО.
Рассмотрим указанные вопросы подробнее.
- Соблюдение стандартов ТРИПС. Большая часть требований ТРИПС были учтены при разработке части 4 Гражданского кодекса РФ. Однако и после принятия части 4 в рамках рабочей группы по присоединению России к ВТО вплоть до 2010 года включительно продолжалось согласование обязательств, принимаемых Российской Федерацией в сфере законодательного регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в связи с присоединением к Всемирной торговой организации. Экспертами из стран-членов ВТО было выдвинуто более ста замечаний, большая часть из которых были сняты в процессе переговоров. Ряд замечаний по наиболее существенным вопросам был учтен в форме поправок к части 4 Гражданского кодекса. Речь идет о Федеральном законе от 04 октября 2010 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
Суть поправок, внесенных указанным законом и направленных на приведение в соответствие российского законодательства с требованиями ВТО в сфере интеллектуальной собственности, состоит в следующем:
- ТРИПС содержит так называемый «трехступенчатый тест», который определяет допустимые границы для установления ограничений исключительных прав. Ограничения исключительных прав: (1) устанавливаются в определенных особых случаях; (2) не должны противоречить обычному использованию объекта ИС; (3) не должны ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей. Новая редакция п.5 ст. 1229 устанавливает «трехступенчатый тест», т.е. воспроизводит условия ограничения исключительных прав, установленные в ст. 13, 17, 26 и 30 Соглашения ТРИПС.
- Изменения ст. 1273 ГК направлены на закрепление положения о том, что свободное воспроизведение допускается только в случае необходимости, что должно обеспечить более четкое соответствие ст. 1273 ГК ст. 13 Соглашения ТРИПС.
- Изменения в ст. 1299 ГК исключили существовавшую в соответствии с прежней редакции возможность освобождения от ответственности производителей технических средств, предназначенных для устранения технических мер защиты авторских прав.
- Изменениями в ст. 1483 ГК было исключено упоминание «доменного имени». Таким образом, с 2010 года отказ в государственной регистрации товарного знака, тождественного доменному имени, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака, является незаконным. Такое изменение было необходим, так как Соглашение ТРИПС не относит доменное имя к числу охраняемых объектов.
В целом следует отметить, что внесенные поправки «являются результатом определенного компромисса между точками зрения, высказанными представителями стран с различными правопорядками, и призваны свести к минимуму возможные непонимание и вопросы, которые могут возникнуть у иностранных правообладателей при применении норм четвертой части ГК»1.
- В числе готовящихся поправок к части 4 ГК есть поправка, исключающая отождествление секрета производства и коммерческой тайны. Данная поправка соответствует требованиям Соглашения ТРИПС (раздел 7 Охрана закрытой информации) и упростит правовой режим и оборот коммерчески ценной информации.
- Имплементация ТРИПС. Важно, что Соглашение ТРИПС не имеет прямого действия. Члены-ВТО обязаны ввести в свое законодательство положения ТРИПС, однако они «свободны в определении надлежащего метода выполнения положений настоящего Соглашения в рамках своих правовых систем и практики» (ст.1 ТРИПС). Это означает, что при судебном разбирательстве основное значение будут играть нормы национального права сторон, хотя они и будут рассматриваться с точки зрения их соответствия положениям ТРИПС2.
- Обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности. Статьи 41 - 44 ТРИПС. обязывают национальное законодательство предусматривать эффективные действия против нарушения прав на интеллектуальную собственность, такие как уголовные и административные наказания правонарушителей, восстановление нарушенных прав. ТРИПС устанавливает принцип недопущения необоснованной задержки и усложненной процедуры. Административные и судебные процедуры не должны быть дорогостоящими. Должна быть предусмотрена возможность пересмотра административного решения в судебном порядке. Суды должны иметь полномочия выносить решения о прекращении нарушения прав на интеллектуальную собственность, приостанавливать проникновение пиратских, контрафактных товаров на рынок, прежде чем экономическая ценность нарушаемого интеллектуального права будет значительно уменьшена. Такое приостановление может иметь место в форме не только решения суда по делу, но и определения суда о предварительной обеспечительной мере. Суды должны иметь полномочия принять решение о возмещении не только прямого ущерба, но и упущенной выгоды. Кроме указанной компетенции суда национальное законодательство должно предусматривать предотвращение импорта поддельной, контрафактной продукции средствами таможенных органов. Действиям таможенных органов посвящен специальный раздел ТРИПС (ст.51-59).
Формально перечисленные правила уже содержатся в российском законодательстве.
- Споры в рамках ТРИПС. Государство-член ВТО может начать процедуру спора в органе ВТО по разрешению споров, заявив о несоответствии национального законодательства другого государства-члена ВТО положениям ТРИПС. К консультациям и урегулированию споров по Соглашению ТРИПС применяются положения статей XXII и XXIIIГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)1994 года. На практике такие споры являются малоэффективными. Неисполнение решения ВТО (т.е. не внесение поправок в национальное законодательство) в соответствии с правилами ВТО может привести к уплате компенсации3.
- Международное сотрудничество. ТРИПС требует от государств – членов ВТО, чтобы законы, иные правовые акты, судебные и административные решения, касающиеся прав интеллектуальной собственности (наличие, объем, приобретение, обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности и предотвращение злоупотребления ими), подлежали публикации или становились общедоступными на государственном языке (ст.63 ТРИПС)
- Государства – члены ВТО вправе запрашивать другие государства в письменной форме по вопросам охраны права интеллектуальной собственности, и запрошенное государство обязано предоставить необходимую информацию и (или) доступ к принятым судебным или административным решениям либо двусторонним соглашениям (ст.63 ТРИПС)
- Члены ВТО обязаны осуществлять взаимное сотрудничество для устранения международной торговли товарами, нарушающими права интеллектуальной собственности (ст.69 ТРИПС). С этой целью в государствах должны быть созданы в административном аппарате контактные пункты для обмена соответствующей информацией.
- В то же время ТРИПС предусматривает общее исключение из принципа предоставления информации «по соображениям безопасности» (ст.73 ТРИПС), которое касается любого требования о предоставлении информации.
1 Павлова Е.А., Шилохвост О.Ю. Четвертая часть ГК: итоги переговоров по ВТО // Патенты и лицензии. - М., 2008, № 7. - С. 2-9
2 См.: Research Handbook on the Protection of Intellectual Property under WTO Rules. Edward Elgar, 2010. Р.57-59.
3 См.: Research Handbook on the Protection of Intellectual Property under WTO Rules. Edward Elgar, 2010. Р.54. См. также: http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_e.htm