Рост рынка e-commerce способствует развитию сервисов доставки в России

Дата публикации: 29 ноября 2012

Национальная ассоциация дистанционной торговли представила результаты исследования способов доставки заказов, оформленных в интернет-магазинах. «Почта России» опровергла заявление Александра Иванова, президента ассоциации. Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline, прокомментировала ситуацию и рассказала о самых перспективных инструментах развития логистики на российском рынке электронной коммерции.

По данным газеты «Известия», национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) утверждает, что доля «Почты России» в пересылках из интернет-магазинов внутри страны — меньше 50%. Данные, представленные Александром Ивановым, президентом ассоциации, опираются на исследование 400 интернет-магазинов и 100 служб доставки во всех регионах России. По результатам проведенного исследования, за текущий период 2012 года различные службы доставили внутри России 55 миллионов посылок из интернет-магазинов. При этом за последние три года «Почта России» потеряла 40% рынка доставки отправлений от e-commerce, и сегодня на ее долю приходится меньше 50% доставок внутри России.

«Почта России» опровергла пессимистичное заявление НАДТ, заявив, что в своих подсчетах специалисты ассоциации неправильно квалифицировала все заказы интернет-магазинов, как посылки, — по стандартам почты большая их часть является бандеролями. А бандеролей и писем «Почта России» в 2011 году переслала 1,5 млрд. Хотя выделить из этого объема объем пересылок из интернет-магазинов проблематично - данных отдельно по бандеролям компания не объявляла.

Сложившуюся ситуацию прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу PayOnline. Также она рассказала о нескольких перспективных инструментах развития логистики для интернет-магазинов в России:

«В первую очередь стоит отметить, что «Почта России» является и еще долгое время будет оставаться критически необходимым логистическим сервис-провайдером, применительно как для российских интернет-магазинов, так и для зарубежных предприятий, работающих с российскими компаниями. И связано это с географическими особенностями страны, ведь в ряд регионов невозможно доставить заказ иными способами, кроме «Почты России».

С другой стороны, снижение доли «Почты России» в объеме доставленных из интернет-магазинов заказов нельзя оспаривать. Сама компания не предоставляет экспертам данных по количеству доставок по России. Таким образом, возможность вычислить точную долю почты отсутствует, но у нас есть возможность проводить аналогию со странами с такой же, как в России, обширной и сложной географией, и монопольными игроками рынка доставки, например, США. Несмотря на то, что сейчас американские почтовые службы Fedex и UPS предоставляют самое обширное покрытие территории страны и самые бюджетные тарифы, они стремительно теряют рынок из-за новых запросов и требований к качеству, предъявляемых рынком электронной коммерции.

Все большей популярностью пользуются услуги доставки заказов в день оформления на сайте, а почтовые монополисты не могут обеспечить такую гибкость в связи с масштабом своей структуры. В США проходят времена монопольного властвования Fedex и UPS . И сегодня ставку делают на скоростные доставки на короткие дистанции, которые обеспечиваются курьерскими службами. Бытует мнение, что даже Google собирается создавать свою курьерскую службу, которая будет доставлять товары день в день.

Кроме переноса части нагрузки с почтовых монополистов на меньшие по размеру, но более оперативные курьерские службы, интернет-магазины, особенно те, что работают с клиентами в крупных городах, обратят внимание на появляющиеся и набирающие популярность вендинговые инструменты. Существует ряд предпосылок, позволяющих прогнозировать активное развитие вендинга в России в ближайшие годы. В их числе – потребность участников рынка электронной торговли в оптимизации системы логистики и сокращении расходов на оплату собственной или аутсорсинговой службы доставки.

Особенно актуальным для интернет-магазинов становится использование постоматов – в крупных городах это позволит значительно сократить расходы на службу доставки. Ведь вендинг позволяет 1-2 раза в сутки доставлять десятки заказов в несколько точек выдачи по городу. А постоматы при вводе клиентом идентификационного ключа или, что еще более удобно, при оплате заказа, позволяют получать свои покупки в удобное время без привязки к часам работы курьерских и почтовых служб.

Компания PayOnline, четыре года успешно работающая в России в сфере интернет-эквайринга, в этом году вышла на вендинговый рынок с программно-аппаратным решением для компаний, работающих с терминалами и автоматами самообслуживания. Невзирая на множество различий между электронной коммерцией и вендингом, их объединяет многое, в том числе – растущая популярность оплат банковскими картами среди россиян. Использование постоматов в организации логистики полезно не только для интернет-магазина, но и удобно для конечного потребителя. А удобство и скорость обслуживания – это еще одно конкурентное преимущество интернет-магазина на высококонкурентном рынке e-commerce».