Госуслуги, лекарства и образование: ИРИ составил список самых востребованных онлайн-сервисов

Дата публикации: 20 сентября 2019

Госуслуги, лекарства и образование: ИРИ составил список самых востребованных онлайн-сервисов

Наиболее востребованными среди интернет-пользователей оказались госуслуги, лекарства и образование. К таким выводам пришли эксперты Института развития интернета по результатам опроса, проведенного совместно с РОЦИТ.

В первую очередь граждан России интересуют цифровые госуслуги, которые, несмотря на разветвленность сервисов, остаются крайне востребованными. Согласно исследованию ООН, Россия занимает 25-е место среди 193 стран по оказанию электронных госуслуг, что обусловлено активным представительством госпорталов в сети Интернет. Тем не менее, лидеры мирового рейтинга уже развивают системы биометрической идентификации, сокращают время оказания сетевых услуг, а все платежи совершают только инструментами онлайн-банкинга. Необходимо заметить, что уровень предоставления госуслуг разнится и на самой территории России. Если Москва здесь возглавляет мировые рейтинги, то ряду субъектов еще предстоит приблизиться к федеральному уровню.

Второе место, по мнению респондентов, заняли сервисы онлайн-продажи и доставки лекарств. Согласно исследованию Data Insight, количество заказов в интернет-аптеках в 2018 г. выросло на 78% по сравнению с предыдущим периодом, что подчеркивает растущую потребность граждан в этих услугах. Обширная мировая практика также способствует развитию данного направления: возможность приобретения рецептурных лекарств в интернет-аптеках есть в Германии, Израиле и США. В России тоже происходят законодательные изменения: законопроект о дистанционной продаже лекарственных препаратов недавно был принят Госдумой в первом чтении.

Четверть опрошенных отметила запрос на бесплатные обучающие онлайн-курсы. Сфера дистанционного обучения – одна из наиболее динамично развивающихся в Рунете, тем не менее пользователи по-прежнему отмечают нехватку качественных бесплатных услуг по направлению. Международный опыт показывает, что популярность онлайн-образования у современной аудитории связана с комфортным открытием новых возможностей. Например, площадка Coursera позволяет не только удаленно освоить конкретные дисциплины, но и получить специализацию на уровне бакалавра и магистра, с выдачей соответствующих дипломов. В России подобные программы актуальны для платформы «Открытое образование». Данные услуги могут быть также востребованы широким кругом лиц, проживающих в труднодоступных, удаленных районах или имеющих ограничения по здоровью.

Недостаток сервисов, адаптированных для граждан с ОВЗ, был отмечен 23% респондентов и попал на 4-е место. Граждане с особыми потребностями составляют 9% населения РФ. Это 12 миллионов человек, которые остро нуждаются в интернет-социализации и в повышении доступности онлайн-среды.

Пятую строку разделили сервисы по предоставлению онлайн-работы, в том числе для маломобильных граждан, а также онлайн-доступ к собственной электронной медицинской карте пациента.

В шорт-лист интернет-сервисов, недостаток в которых испытывают пользователи Рунета, также вошли телемедицинские платформы, поисковые площадки правовой информации, сервисы онлайн-продажи и доставки алкогольной продукции, ресурсы по оказанию нотариальных услуг, а также маркетплейсы для самозанятых. Стоит отметить, что в случае принятия законопроекта, предложенного Минфином России, онлайн-торговля спиртосодержащей продукцией откроется с 1 января 2020 г., предполагая поэтапное расширение до 2022 г.

Кроме того, эксперты отметили необходимость популяризации онлайн-сервисов и дополнительном информировании пользователей, потому что в процессе опроса респонденты отмечали необходимость услуг, которые уже доступны онлайн.

Высокие темпы цифровизации и постоянный рост интернет-аудитории доказывают, что развитие онлайн-сервисов не должно останавливаться, будь то дистанционное образование, заказ товаров в интернете или государственные услуги, которые граждане могут получить онлайн.

Ранее ИРИ уже была отмечена важность повышения инклюзивности онлайн-среды для граждан с особыми потребностями, что и подтвердили результаты прошедшего опроса. Таким образом, развитие и доступность онлайн-среды должны стать для общества и государства одним из ключевых направлений «цифровой социализации», чтобы в интернет-пространство успешно интегрировалась самая широкая аудитория россиян. В целом, данное исследование может стать своеобразным «навигатором» для бизнеса и стартапов, поскольку указывает на на ниши, которые будут востребованы аудиторией.

Сергей Петров

СергейПетров

ИРИДиректор

Исследование проводилось 09-18 сентября 2019 года на основе онлайн-опроса и таргетированной e-mail рассылки среди 1200 респондентов, максимальная погрешность при такой выборке не превышает 2,5% (с вероятностью 95%). Один закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных.

№ в рейтинге Услуга % от всех опрошенных
1 Госуслуги 35%
2 Онлайн-продажа и доставка лекарств 29%
3 Бесплатные обучающие онлайн-курсы 26%
4 Интернет-сервисы, адаптированные для граждан с ограничениями по здоровью 23%
5 Онлайн-работа (в том числе для маломобильных граждан) и Онлайн-доступ к собственной электронной медицинской карте пациента 21%
6 Телемедицина 20%
7 Поиск правовой информации 17%
8 Онлайн-продажа и доставка алкогольной продукции 9%
9 Нотариальные услуги 9%
10 Маркетплейсы для самозанятых 6%