Антон Губницын: оборот контрафактных непродовольственных потребительских товаров достиг 5,2 трлн рублей

Дата публикации: 13 Июля 2020

Антон Губницын: оборот контрафактных непродовольственных потребительских товаров достиг 5,2 трлн рублей

13 июля 2020 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Контрафакт непродовольственных товаров: пути решения проблемы».

В дискуссии приняли участие представители Центрального банка, Минпромторга, МВД, Росавиации, ФТС России, эксперты РАЭК. Были выявлены масштабы проблемы и определены ключевые стратегии предотвращения и уменьшения распространения нелегальной продукции.

В рамках обсуждения эксперты со стороны РАЭК дали свои комментарии на тему решения проблемы контрафакта в стране и выделили три направления, которым угрожает контрафактная продукция:

  • бизнес-климат и конкурентоспособность;
  • колоссальный ущерб государства (недополученные налоги);
  • здоровье граждан (аллергия от некачественной химии, гаджеты могут взрываться во время использования и т.д).

Исследование ТИАР-Центра показало, что оборот контрафактных непродовольственных потребительских товаров в 2019 г. достиг 5,2 трлн руб., что сопоставимо с 4,7% ВВП страны. Сходную долю в ВВП России имеет агропромышленный сектор. При этом объем недополученных бюджетом страны налогов только в части НДС достигает 533 млрд руб.

Среди наиболее подделываемых категорий в сегменте непродовольственных товаров: детские игрушки (около 35%), одежда и обувь (29%), мелкая электроника и аксессуары, включая наушники, зарядки, чехлы (17,5%), батарейки (15%), бытовая химия (12,5%) и парфюмерия (10%).

Контрафактные товары — это не только ущерб национальной экономике, но и риск для здоровья потребителей. Так, поддельная бытовая химия и парфюмерия могут вызвать химическое отравление, дерматит, аллергию, поддельная электроника и батарейки — взорваться во время их использования.

Основным каналом сбыта контрафактной продукции являются крупнейшие оптовые рынки Москвы. До 80% контрафакта непродовольственных товаров России продаются на столичных оптовых рынках (среди наиболее популярных: ТК «Садовод», ТЯК «Москва», ТК «Южные ворота»). На московских рынках контрафакт покупают оптом для последующей продажи на розничных рынках, в павильонах, на «островках» в торговых центрах, а также в онлайн.

ИЗУЧИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ

Сегодня это не просто ребята с клетчатыми сумками 90-х, это популярное направление для создания собственного бизнеса. Создание бизнеса на контрафакте активно продвигается некоторыми видеоблогерами.

Мы выделили 25 популярных YouTube-каналов, на которых есть видео о создании бизнеса на продаже контрафактных товаров, их общий охват — более 80 млн просмотров! Даже если 1% из зрителей этих каналов займётся продажей контрафакта, это уже практически миллионная армия. Если проанализировать ролики, популяризация идёт в формате настоящего реалити-шоу. Тур по оптовым рынкам, с указанием какие и где подделки можно купить. Затем расписывается стратегия, где закупать продукцию, какими должны быть каналы продаж. Практически у каждого из этих видео-каналов 100 тысяч подписчиков и более. Зрители не всегда понимают, что деятельность по торговле контрафактом, которую продвигают эти блогеры, нелегальна.

Единственный эффективный способ борьбы с контрафактом — сделать; эту деятельность экономически непривлекательной. Важно ввести ответственность за продажу контрафакта для владельцев торговых площадей, в том числе оптовых рынков. А также запретить популяризацию продаж нелегальной продукции. Сегодня есть абсолютно открытые источники продажи контрафакта — около десятка крупнейших оптовых рынков Москвы, это источник порядка 80% всего контрафакта, продаваемого в стране. Обелить эти рынки — первый шаг в реальной борьбе с контрафактом.

Антон Губницын

АнтонГубницын

ТИАР-ЦентрГенеральный директор

От лица РАЭК хочется сказать, что тема повышения качества жизни граждан играет для нас большую роль. Сегодня никто не спорит с тем, что интернет стал “большим”. РАЭК заинтересована в развитии Рунета, цифровизации офлайна.

Одна из наших задач сегодня показать, что интернет — это благо, но при должном с ним обращением. Развитие цифровых технологий в нашей стране очень высоко, во многом благодаря режиму самоизоляции и ускоренному переходу бизнеса в цифру. Мы стараемся следить за всеми изменениями, которые могут как положительно, так и отрицательно сказаться на ИТ-отрасли. Наша задача в том, чтобы на стыке онлайн и офлайн творились “великие дела”.

Мы гордимся достижениями нашей отрасли: сейчас мы обладаем сильной национальной онлайн-экономикой, которую представляют передовые отечественные игроки.

Первое, что хочется посоветовать в онлайн-плоскости для решения проблемы контрафакта — это экспертиза и создание цифрового сервиса для обращений граждан по фактам продажи контрафактной продукции. Потребители должны получить простой и удобный сервис для моментального обращения в контролирующие органы в случае обнаружения контрафакта. Одной из возможных реализаций могла бы стать интеграция с Горячей линией РОЦИТ (подробнее — https://rocit.ru/hotline). Кроме того, одна из главных задач — это повышение цифровой грамотности населения. Цифровизация сегодня в нашей стране — это национальная идея. Мне кажется, что где наблюдается сочленение цифры и реальной жизни, имеет наибольший потенциал в контексте развития.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Проблема поделок стоит очень остро. Нужно, чтобы правообладатели информировали своих потребителей об этой проблеме.

В несетевые магазины и островки в торговых центрах контрафакт поступает в основном с оптовых рынков. Что мы предлагаем, так это сделать упор на каналы сбыта. Во-первых, нужно запустить ежемесячный контроль по оптовым рынкам. Во-вторых, необходимо отслеживать перемещение товаров на территории ЕАЭС. Разработать единые меры в рамках ЕАЭС.

Юрий Коротаев

ЮрийКоротаев

Производитель элементов питанияГенеральный директор

Напомним, что ранее на основе материалов дискуссии РИФ.Онлайн, где приняли участие представители ассоциаций, экспертного сообщества и международных компаний, от 3 июля были сформированы следующие рекомендации:

  1. Упрощение юридического/ судебного делопроизводства в делах об обороте контрафактной продукции;
  2. Ужесточение наказания для лиц, которые занимаются производством и продажей контрафактной продукции;
  3. Введениеответственности для арендодателей, на торговых площадях которых происходитреализация контрафактной продукции;
  4. Разработка законодательства о привлечении к административной ответственности потребителей,осознанно покупающих контрафактную/поддельную продукцию;
  5. Создание специализированных подразделений МВД по борьбе с контрафактом;
  6. Создание межведомственной комиссии на базе Правительства РФ по борьбе с распространением контрафакта потребительских товаров;
  7. Создание единого центра по борьбе с контрафактом на базе Евразийской экономической комиссии и межгосударственной коллегии стран-участниц ЕАЭС.

Материалы по теме: