10 лет тому вперед: РАЭК дала прогноз развития экосистемы цифровой экономики в России
Дата публикации: 21 сентября 2020
“Есть только 10 лет, чтобы построить цифровую Россию”: директор РАЭК о возможностях и препятствиях развития Рунета
21 сентября в Москве в Цифровом деловом пространстве (ЦДП), стартовал РИФ in the City — rif.ru. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко представил обновлённые сценарии Экономики Рунета до конца 2020 года и спрогнозировал развитие цифровой экономики России до 2030 года. Доклад прозвучал в рамках секции “Рунет 2020: тренды” РИФ in the City — культового интернет-форума, впервые прошедшего в Москве.
Оправдались ли апрельские опасения?
В 2016-2019 году интернет-экономика России демонстрировала устойчивый рост в среднем на 15-20% в год, но 2020 год стал особенным. С учетом пандемии COVID-19, падения курса рубля и глобального переформатирования экономики в целом, в апреле 2020 года были представлены прогнозируемые сценарии развития экономики Рунета на 2020 год. Поскольку масштабы и скорость происходящих изменений не позволяли дать точные прогнозы, и существовали опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг., были введены 2 градации кризисного сценария 2020 года:
- Кризисный (умеренный): 6-10% роста за счет 1 и 4 кварталов года
- Кризисный (негативный): от 0 до 5% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков
В сентябре аналитики РАЭК обновили прогноз на 2020 год с учетом тех трендов, которые наблюдаются на интернет-рынках в последние месяцы.
Согласно обновленному прогнозу, два из четырех сегментов экономики Рунета (электронная коммерция и цифровой контент) сохранили динамику и развиваются по стабилизационному сценарию, характерному для “доковидного” периода (16-18% и 15-16% соответственно). В то же время маркетинг и реклама следуют кризисному негативному сценарию (2-3% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков), а сегмент инфраструктуры — кризисному умеренному (8-10% роста).
Чем это объясняется? Развитие цифрового контента и электронной коммерции в большой степени зависит от аудитории — вслед за пользователями в онлайн переместилось потребление как товаров, так и контента. Инфраструктура же, равно как и маркетинг и реклама, зависят от корпоративных бюджетов, поэтому в их отношении оправдались кризисные сценарии.
Необходимо отметить, что прогнозируемый рост сегментов цифрового контента и электронной коммерции обеспечен в большей степени за счет 1-3 кварталов 2020 года, в то время как в 4 квартале ожидается снижение темпов вследствие падения покупательной способности населения, а также оттока части пользователей, привлеченных акциями и специальными предложениями.
Нарисовали цифровой контур
В целом экономика Рунета продемонстрировала свою устойчивость и способность адаптироваться к кризисным условиям. По мнению Сергея Плуготаренко, причиной этому стала не государственная поддержка, а сильный “цифровой контур” — сложившаяся экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, а также инфраструктуры и связи.
Россия — одна из немногих стран мира, которая имеет свои собственные поисковые сервисы, социальные медиа, картографические сервисы, где работают локальные игроки в отрасли электронной коммерции.
В период пандемии коронавируса отечественные интернет-сервисы не только смогли оперативно перестроить бизнес-процессы и адаптироваться к новым условиям. Они также позволили гражданам России сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги.
Что будет послезавтра?
Сегодня в России уже сложилась развитая экосистема цифровой экономики, начиная с технологий и пользователей и заканчивая нормативно-правовой базой, направленной на развитие цифровой экономики. Среди таких документов — Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 год, Нацпрограмма “Цифровая Экономика РФ 2024”, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта и другие.
Казалось бы, условия для развития высокотехнологичных бизнесов создаются, ограничения устраняются, инфраструктура есть, пользователи активно потребляют цифровые сервисы. Почему Россия всё ещё не стала мировым лидером в сфере цифровой экономики?
Основные причины:
- фрагментарность национальных проектов и программ по развитию цифровой экономики, отсутствие единой концепции;
- недостаточная вовлеченность бизнеса: малый и средний бизнес фактически исключены из хода реализации имеющихся программ и проектов, и не видит в них своего места;
- существенные задержки в принятии соответствующих НПА;
- формальный характер отчетности по достижению показателей;
- ряд показателей национальных программ носят декларативный характер, их значимость для целей развития цифровой экономики вызывает вопросы;
Крадущийся тигр, затаившийся медведь
Один из возможных путей для России — азиатский путь. Индия, Южная Корея, Малайзия и другие страны смогли добиться впечатляющих результатов в области цифровой экономики благодаря государственной поддержке R&D в сфере цифровых инноваций, усилению конкуренции, привлечению зарубежных инвестиций и популяризации ИТ-образования.
Так, во многом благодаря национальным программам поддержки инноваций и стартапов (Make in India, Digital India, National Strategy for AI) объем цифровой экономики в Индии к 2025 году может достичь $1 трлн. Правительство Южной Кореи направляет существенные средства (около 5% ВВП) на поддержку R&D-проектов, что обеспечивает неизменное попадание родины Samsung и LG в ТОП-3 стран по Индексу развития ИКТ. Национальные стратегии Малайзии, начавшиеся в 1996 году с запуска особой экономической зоны MSC Malaysia привели цифровую экономику страны к 65 млрд долларов США в год (⅕ ВВП страны).
Цифровая Россия 2030
События 2020 года показали, как могут в один момент разрушиться планы крупных компаний и институтов развития, как не актуальны сегодня прогнозы, которые мы делали вчера, и как сильно технологическая отрасль подвержена влиянию внешних факторов.
Именно поэтому сегодня мы хотим заглянуть в далекое будущее и предсказать, что ожидает экономику Рунета не сегодня, не завтра, а через 10 лет -- мы уверены, в современных реалиях важно мыслить и планировать наперед, быть на сотню шагов впереди конкурентов и обстоятельств. Наш прогноз можно воспринимать, как смелую визионерскую идею, а можно -- как вектор развития для российского ИТ.
Аналитики РАЭК полагают, что у России есть все необходимые ресурсы для того, чтобы занять лидирующие позиции в сфере цифровой экономики:
- 95,3 млн человек или 77,8% населения страны - аудитория интернета (по данным Mediascope WEB-Index, все устройства, май-июль 2020, Россия 0+ 12+);
- 86,1 млн человек или 70,4% населения - аудитория мобильного интернета (по данным Mediascope WEB-Index, mobile, май-июль 2020, Россия 0+ 12+);
- экосистема национальных компаний (“цифровой контур”).
- тесное сотрудничество с бизнесом, в том числе МСБ, в сфере планирования и реализации инициатив;
- поддержка экспорта отечественных цифровых продуктов и решений;
- привлечение зарубежных технологических компаний и инвесторов для совместного развития отечественных цифровых проектов.
Изучить презентацию
Ссылки по теме:
- ЭкономикаРунета.рф: выводы и прогнозы развития Экономики Рунета (15 апреля 2020)
- Все аналитические продукты РАЭК: a.raec.ru:
- “Экономика Рунета в эпоху COVID-19 — растем и трансформируемся” (апрельский прогноз РАЭК, озвученный на открытии РИФ.онлайн 2020): https://raec.ru/live/raec-news/11580/
- Справка “Цифровые программы 3 азиатских стран
Развитие цифровой экономики в азиатских странах в последнее десятилетие идет беспрецедентными темпами. Индия, Южная Корея, Малайзия – подают примеры, и вот в чем:
- Сочетание участия государства, целей бизнеса и интереса населения к цифровым технологиям
- Сотрудничество с ведущими зарубежными технологическими компаниями с целью изучения лучших практик, обмена опытом и адаптации передовых идей на национальной почве
- Государственная поддержка R&D в сфере цифровых инноваций – как финансовые вложения, так и стимулирования спроса за счет госзаказов
- Поддержка конкуренции, а не “чемпионов”
- Политика, направленная на привлечение зарубежных инвестиций
- Государственные программы и проекты по развитию инфраструктуры, популяризации ИТ-образования и повышению цифровой грамотности населения
- Индустриальная политика, направленная на перспективные направления, а не на импортозамещение в вакууме
Индия
Программа “Make in India” – государственная программа, запущенная 25 сентября 2014 года. Программа направлена на стимулирование зарубежных компаний производить товары внутри страны, привлечение иностранных инвесторов, рост занятости и развитие партнерства между бизнесом и государством.
В то же время, поддержка и развитие национальной сферы ИКТ является одним из главных государственных приоритетов в последние десятилетия: популяризация ИТ-образования, налоговые льготы, финансирование R&D-проектов.
Другие инициативы:
- план по созданию национального цифрового управления (National e-Governance Plan, 2006)
- национальная программа “Цифровая Индия” (Digital India, 2015)
- национальная программа поддержки стартапов (Startup India, 2016)
- национальная программа по развитию искусственного интеллекта (National Strategy for AI, 2018)
- национальная политика по развитию софтверных продуктов (National Policy on Software Products, 2019)
Согласно прогнозам, к 2025 году объем цифровой экономики в Индии достигнет $1 трлн
Южная Корея
Основополагающие НПА в сфере развития цифровой экономики были приняты еще в конце 20 века: 1986 год - Закон об информационных сетях, 1995 год - Закон о проведении информатизации, 1999 год - Закон об электронной цифровой подписи, 2001 год - Закон об электронном правительстве, 2005 год - Закон об электронной подаче заявления. Также были проведены масштабные кампании по повышению цифровой грамотности различных социальных групп. Правительство направляет существенные средства (около 5% ВВП) на поддержку R&D-проектов.
Южная Корея неизменно входит в ТОП-3 стран по Индексу развития ИКТ, который ежегодно измеряется Международным союзом электросвязи.
Малайзия
Национальная программа по развитию цифровой экономики Малайзии стартовала в 1996 году с запуска MSC Malaysia (Multimedia Super Corridor Malaysia) - особой экономической зоны, которая стала центром притяжения для инновационных бизнесов в сфере развития мультимедийных технологий. Центральная идея программы - сотрудничество консорциумов, состоящих из локальных и зарубежных производителей, с правительственными агентствами, министерствами и департаментами с целью ускорения социально-экономического развития Малайзии в информационную эпоху.
Другие инициативы:
- Национальная стратегическая дорожная карта по развитию ИКТ и цифровизации Малайзии (National Strategic ICT Roadmap & Digital Malaysia, 2008-2012);Национальная стратегическая дорожная карта по развитию электронной коммерции (National eCommerce Strategic Roadmap, 2017)
- Национальная программа по развитию Индустрии 4.0 (Industry4WRD, 2018)
- Национальный лан по развитию сетей связи (National Fiberisation and Connectivity Plan, 2019-2023)
Сегодня вклад цифровой экономики в экономику Малайзии составляет ⅕ ВВП страны (270 млрд малазийских ринггитов или 65 млрд долларов США)