РИФ в помощь бизнесу: как построить площадку для диалога с государством

Дата публикации: 21 Сентября 2020

РИФ в помощь бизнесу: как построить площадку для диалога с государством

Курс России на цифровую трансформацию стал очевиден еще в 2018 году, когда Сбербанк решил войти в капитал Яндекса — главной IT-компании страны. Государство активно внедряется в IT-сектор. Чтобы от этого выиграли обе стороны, необходим правильно выстроенный диалог, который в течение многих лет ведется на Российском Интернет Форуме. 

Сергей Гребенников, директор Регионального общественного «Центра интернет-технологий» (РОЦИТ) и заместитель директора РАЭК — организатора РИФ, рассказал, как построить мост между бизнесом и государством и что это даст России.

Между РИФ и RIW

Мы уже более 12 лет занимаемся организацией и Российского Интернет Форума (РИФ+КИБ — как привыкли называть его многие), и Недели Российского Интернета (RIW, Russian Internet Week). Но это два абсолютно разных мероприятия, которые нельзя сравнивать. Даже несмотря на то, что оба являются площадками взаимодействия технологий и государства. Мероприятия сильно различаются по наполнению: РИФ — это традиция, тренды и общение, большая тусовка для всех представителей IT-индустрии —  главный нетворкинг отрасли. В то время как RIW в первую очередь является образовательным мероприятием для IT-специалистов всех уровней, от новичков до профессионалов и фокусируется на новых знаниях. Здесь основа — блок-конференции, мастер-классы. Нетворкинг тоже есть, но не настолько масштабный, как на РИФ.

К обновлению и реформации РИФ подтолкнули внешние обстоятельства. В традиционном виде провести его в апреле не удалось по объективным причинам, поэтому мы запустили «РИФ.Онлайн». Однако он не заменит классический формат именно потому, что в этом мероприятии ключ всего — нетворкинг. Основная ценность Российского Интернет-Форума — тусовка, которая на протяжении более чем 20 лет собирается каждый год весной в Подмосковье и обсуждает главные тренды, самое важное в интернете. РИФ — это место силы, куда съезжаются не только представители московских компаний, но и люди из других регионов и стран. Место, где люди ежегодно встречаются, общаются, тусуются, обмениваются мнениями. Поэтому онлайн обязательно продолжится офлайновым «РИФ in the City» 21 сентября.

Сегодня РИФ — это самое крупное и значимое мероприятие в IT, которое актуально не только для разработчиков ПО, но и для всех, кто занят в сфере технологий, от Deeptech до Spacetech. Интернет перестал быть просто источником информации и забавными видео в TikTok, он стал инструментом, который улучшает качество жизни и постепенно трансформирует все отрасли. РИФ, который существует с 1997 года, развивается вместе с интернетом. Поэтому в 2020 году мы говорим не просто про работу в сети, не про настройку контекстной рекламы — об этом уже снята масса роликов на YouTube, такие задачи можно делегировать специалистам. Сегодня на форуме хочется говорить о будущем, о трендах. Это искусственный интеллект, новые медиа, BioTech, MedTech, все, что связано с развлечением, с государственными услугами. Это сервисы, которые делают нашу жизнь удобнее. Для их развития и созданы такие мероприятия.

Крепкая нить между онлайн и офлайн-пространством

«РИФ.Онлайн» — пока первый большой online-ивент для нас. Это самый масштабный интернет-марафон России. С апреля мы практически ежедневно выходим в эфир. Контент формировали с учетом потребностей аудитории в режиме реального времени, а не готовили заранее. В этом, кстати, плюс онлайна: сразу идет фидбек, с помощью которого можно корректировать программу. Понимать, что хочет потребитель и откликаться на эти запросы. Другой плюс — мы смогли сделать трансляции с зарубежными спикерами: например, из Нью-Йорка и Лондона. Только за первый месяц вещания  мы провели мы проверили более 30 онлайн-секций, были в эфире более 50 часов, а перед участниками РИФ.онлайн выступили более 180 докладчиков из самых разных отраслей цифровой экономики и уголков света — так много не ожидали. Зрители на столько вдохновили нас, что мы продолжили вещать в ежедневном формате до июля, а в июле вышли с премьерой на ютуб в формате студийных интервью с интересными людьми, которые строят свой бизнес в интернете! 

Тем не менее, онлайн очевидно не заменяет личное присутствие. Поэтому мы готовим «РИФ in the City» с выступлениями спикеров, мастер-классами с аналитическими презентациями, изучением цифровых трендов от Digital Transformation до LifeTech. Будем говорить про влияние пандемии на технологии: как бизнес во время изоляции спасался, какие digital-тренды в этой новой реальности появились, как менялся маркетинг. И будем выяснять, может ли Россия стать мировым R&D-центром, и что для этого нужно, кроме открытого в Сколково 5 лет назад Центра от Panasonic.

Что касается участников, то про гостех традиционно будут говорить представители Правительства РФ и Москвы: в этом году к РИФ присоединятся Дмитрий Чернышенко, Эдуард Лысенко, а также Максут Шадаев от Минкомсвязи, и Виктор Яковлев — руководитель Департамента цифровых технологий Газпромбанка. Кроме представителей государства, ждем предпринимателей, цифровых стейкхолдеров — всего около 200 докладчиков. Единственное ограничение: РИФ в офлайн-формате смогут посетить не больше 1000 человек из-за эпидемиологической ситуации. Для остальных будет организована онлайн-трансляция.

Онлайн сегодня уже такая же естественная среда, как офлайн, они постепенно сливаются. Мы не замечаем, как переходим из одной области в другую: перед тем, как пойти в магазин, многие сначала изучают информацию и отзывы в интернете, а потом покупают в офлайн-точке. Или наоборот: трогают товар вживую, а потом в интернете заказывают. Интернет и технологии проникли в нашу повседневную жизнь, стали неразрывны с человеком. Их уже нереально четко делить на онлайн и офлайн, в этом нет смысла. Границ больше нет, это нужно принять. Однако что касается полноценной замены, на примере того же РИФа мы видим, что нетворкинг в онлайн строить значительно труднее. 

Офлайн-мероприятия работают иначе, эффективнее: вживую контакты заводить проще. Онлайн же предполагает в основном чаты во время трансляции в YouTube, Zoom, группы в социальных сетях, общение в мессенджерах, приложениях, созданных под мероприятие. Реально эффективны здесь только социальные сети, где можно понять, кто есть кто, чем занимается, чем интересен. На базе соцсетей действительно можно сформировать отличное комьюнити.

Государство в сфере технологий

Проникновение государства в IT — тренд 2019–2021. Причем это происходит не только в России, но и в других странах. Уникальный пример показали США: в августе власти предъявили претензии к TikTok, и Трамп заявил, что если приложение не будет продано любой из американских компаний, оно не будет работать на территории Штатов. Это вызвало шквал возмущения, особенно из-за того, что США всегда ратовали за свободу в сфере IT. В указе идет речь о том, что приложение собирает огромные массивы данных, что может быть потенциально опасно для государства. Это яркий пример того, что власти понимают — технологии должны быть управляемы. Они принадлежат бизнесу, но государство должно иметь на них влияние.

Сегодня крупные компании (Google, Microsoft, Apple) более авторитетны и значимы для населения, чем государственная машина пропаганды. В США им это уже открыто ставили в вину, указывая на «монопольную власть». Кроме того, такие корпорации собирают данные каждого пользователя и в любой момент могут провести необходимые анализы: от вкусов в еде до политических предпочтений. А любые знания о человеке необходимы не только бизнесу, но и государству.

С этим пониманием РАЭК и строит диалог между государством и бизнесом на своих мероприятиях — РИФ посещают представители государственных структур: Госдумы,  Администрации Президента, руководители субъектов РФ и т.д. Диалог уже налажен, даже если он не всегда простой. Российским компаниям сегодня намного легче взаимодействовать с нашим государством, чем зарубежным, интернациональным. В других странах ситуация аналогичная: с местными органами власти контакт выстроен лучше. Сложность для международных компаний кроется в том, что у них есть собственная позиция, внутренние правила, и не всегда имеется желание соблюдать законодательство локального рынка, страны присутствия. 

РАЭК занялся выстраиванием и этого диалога: мы не только показываем, как работать на территории российского государства, но и проводим знакомство компаний со страной и ее законами. У бизнеса, получающего консультацию, как выйти на рынок, как соблюдать законодательство, диалог с российской властью налаживается практически моментально. А если компании приходят со своим мнением и не готовы подстраиваться под наши законы, результата практически не бывает. Нельзя начать на чужом рынке работать по своим правилам. Интернет — это сложившаяся индустрия, работающая уже больше 25 лет. Здесь есть собственные игроки, собственные правила, есть целая экосистема, работающая как на Россию, так и на международное сообщество.

Диалог между государством и бизнесом идет в обе стороны. Представители власти приходят на РИФ и другие мероприятия не только для того, чтобы транслировать свою повестку, напомнить о законах и взять цифровую экономику под контроль. Они также выслушивают вопросы и нужды представителей области, готовы наладить сотрудничество и коммуникацию с бизнесом, инвестировать в развитие инфраструктуры страны. В 2017 году много внимания уделили мобильной экономике, в 2018 — развитию регионов, в 2019 — кибербезопасности. В этом году, конечно же, будем говорить про состояние отраслей цифровой экономики, меры государственной поддержки и развитие после пандемии.