Подведены итоги Всероссийского кибердиктанта по финансовой IT-грамотности

Дата публикации: 12 Ноября 2020

Подведены итоги Всероссийского кибердиктанта по финансовой IT-грамотности

C 24 октября по 1 ноября 2020 года на платформе RUNET-ID прошел Всероссийский кибердиктант по финансовой IT-грамотности

Акция была приурочена к Всероссийской неделе финансовой грамотности 2020. Целью Кибердиктанта было проверить знания пользователей о безопасном использовании финансовых продуктов и услуг в цифровой среде, а также повысить грамотность детей и родителей в этой области.

Организаторы акции – Российская государственная детская библиотека (РГДБ), Координационный центр доменов .RU/.РФ, Банк России и РОЦИТ при поддержке Министерства культуры РФ и сети детских библиотек России.

Библиотеки стали одними из первых площадок для мероприятий по повышению финансовой грамотности читателей всех возрастов, взрослых и детей, во многих регионах России.

На библиотечных мероприятиях и через библиотечные проекты юные читатели и их родители знакомятся с материалами по финансовой грамотности, разработанными Минфином РФ в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в России. Также региональные библиотеки проявили большую активность во время проведения Первого межрегионального диктанта по киберграмотности, который был инициирован РГДБ, Банком России и КЦ в 2019 году.

Мария Веденяпина

Мария Веденяпина

РГДБДиректор

В этом году участниками Кибердиктанта стали 32 тысячи школьников 12-17 лет и 12,5 тысяч взрослых из 85 регионов России, а также иных территорий, включая город и космодром Байконур.

Каждой возрастной группе было предложено ответить на 15 вопросов, касающихся финансовой и общей цифровой грамотности. В среднем и дети, и взрослые смогли ответить на 12 вопросов из 15. Наиболее сложными для школьников стали вопросы, посвященные соблюдению мер безопасности при подключении к открытым точкам доступа Wi-Fi, а также при открытии заархивированных файлов и пользовании банковской картой онлайн. А каждый второй взрослый слабо представляет, что заранее следует предпринять, чтобы свести к минимуму потери при краже или утере бесконтактной банковской карты.

Фишинг и прочие методы социальной инженерии, проблема защиты персональных данных онлайн – темы сегодня особенно актуальные.

С начала пандемии мы проводим мониторинг регистрации доменных имен в .RU и .РФ, связанных с темой коронавируса, и видим, что мошенники, воспользовавшись сложной ситуацией в мире, начали активнее создавать поддельные ресурсы банков, государственных учреждений, интернет-магазинов. Но этого можно не бояться, если соблюдать несложные правила – именно их мы и заложили в вопросах Кибердиктанта. Судя по результатам Кибердиктанта, в теории и взрослые, и дети неплохо осведомлены, как поступить, если столкнулся с кибермошенником, как проверить, надежен ли тот или иной ресурс. Надеемся, что участники применяют свои знания и в «полевых условиях». В любом случае, с помощью Кибердиктанта мы еще раз обратили внимание пользователей на самые тонкие места безопасности в интернете и необходимость критического отношения к информации в сети.

Андрей Воробьев

АндрейВоробьев

КЦ доменов .RU/.РФДиректор

В число лидеров по количеству участников Кибердиктанта вошли Белгородская область (17576 участников), Республика Татарстан (2817), Брянская область (2157), Краснодарский край (1335), Москва (1085) и  Нижегородская область (1016). Регионы с наибольшим количеством участников, давших максимальное количество правильных ответов: Белгородская область (1753 участников), Республика Татарстан (330), Москва (233), Брянская (199) и Нижегородская области (190).

Подростки – одна из самых уязвимых возрастных групп в области цифровой грамотности и кибербезопасности.

По результатам ежегодной всероссийской акции «Цифровой Диктант», которая проходила в марте-апреле 2020 года, уровень их цифровой грамотности составляет 6,77 балла из 10 возможных. Хуже всего у этой возрастной категории дела обстоят с навыками обнаружения компьютерных вирусов. Более 50% не знают ключевые признаки заражения. Такие акции, как Кибердиктант, нацеленные именно на аудиторию школьников, очень важны. Поскольку позволяют подросткам не только проверить уровень своих знаний, но и научиться пользоваться интернетом и цифровыми технологиями безопасно, без ущерба своим персональным данным и средствам.

Сергей Гребенников

СергейГребенников

РОЦИТДиректор

До начала Кибердиктанта каждый участник мог пройти подготовку, используя материалы из раздела «Знания». А сейчас на сайте акции доступна «Работа над ошибками», в которой представлены правильные ответы на вопросы Кибердиктанта и пояснения к каждому.