«Алгоритмы распространяют фейковый контент гораздо активнее настоящего»: на RIW 20/21 состоялась секция о fake news

Дата публикации: 8 Декабря 2021

«Алгоритмы распространяют фейковый контент гораздо активнее настоящего»: на RIW 20/21 состоялась секция о fake news

8 декабря в рамках RIW 20/21 состоялась секция «‎Пандемия fake news: меры противодействия». Эксперты рассказали об уровне влияния фейков на индустрию интернет-коммуникаций, инструментах и способах противодействия распространению недостоверного контента, технологиях фактчекинга и путях их развития.

В секции приняли участие директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, ведущий специалист отдела развития медиатехнологий АНО «‎Диалог» Сергей Маклаков, директор по развитию медиа Rambler&Co и главный редактор Lenta.ru Владимир Тодоров. Модератором выступил Никита Куликов, генеральный директор АНО «ПравоРоботов». 

Екатерина Мизулина рассказала об итогах волонтёрского мониторинга фейковых сообщений за 2021 год.

Число фейков выросло примерно в 2 раза больше по сравнению с 2020 годом. В этом году уже обнаружено 72,5 тысячи фейковых сообщений.

В первую очередь, это фейки о ковиде, вакцине, локдауне, ограничительных мерах, выборах в Государственную думу. Из 19 тысяч 11,5 тысяч были распространены на иностранных площадках. Процент удаления российскими платформами — 56%. По нашим жалобам не удалили вообще ни одного фейка YouTube и Twitter. И очень много оригинального фейкового контента создаётся в TikTok, а потом распространяется в других соцсетях.

Екатерина Мизулина

Екатерина Мизулина

Лига безопасного интернетаДиректор

Директор по развитию медиа Rambler&Co и главный редактор Lenta.ru  Владимир Тодоров рассказал о причинах виральности фейковых сообщений. 

У нас на Lenta.ru выходил огромный документальный сериал, который так и назывался “Алгоритм”. И там объясняется, почему так происходит.

Потому что изначально алгоритмы всех социальных сетей были натренированы на очень простую историю на алгоритмическую выдачу контента в ленте пользователя. Какие метрики у этого могли быть? Как на контент реагируют. Соответственно, если он понравился большому количеству людей, если они задержали на нём внимание, написали комментарий, соответственно, он показывается ещё большему количеству людей. Как только началась эпоха fake news, все платформы столкнулись с тем, что алгоритмы распространяют фейковый контент гораздо активнее настоящего, потому что он гораздо более яркий и вызывает гораздо больше вовлечения.

Владимир Тодоров

ВладимирТодоров

Rambler&CoДиректор по развитию медиа

О деятельности АНО «‎Диалог» и сложностях, которые возникают при работе с фейками, рассказал ведущий специалист отдела развития медиатехнологий организации Сергей Маклаков.

Мы поняли, что нужно как-то систематизировать и повышать качество работы по борьбе с фейками. К настоящему моменту мы уже сформировали отдельное направление для этого.

Это плановая работа: мониторинг 24/7, этапы верификации. Часть информации могут предоставить только органы исполнительной власти, но иногда её тяжело получить. Наша задача в этом плане — повысить скорость верификации. Сейчас она составляет несколько часов. После верификации готовится опровержение, которое распространяется на необходимых площадках. И обязательный финальный этап — контроль фейка. Мы очень часто видим «‎гуляющие» фейки, которые вновь возникают в инфополе.

СергейМаклаков

АНО «‎Диалог»Ведущий специалист отдела развития медиатехнологий

O RIW

RIW 2021 — главное зимнее отраслевое событие, проходящее с 6 по 12 декабря, которое объединит десятки мероприятий и проектов, проходящие в течение одной недели  с понедельника по воскресенье на нескольких площадках и в различных форматах, и которые будут интересны специалистам разных направлений и уровней подготовки, а также всем игрокам, специалистам и участникам экосистемы цифровой экономики. 

Ключевыми темами RIW 20/21 станут: аналитика и цифровые тренды, экономика, бизнес, технологии, инновации, трансформация, кадры, digital, mobile, искусственный интеллект, коммуникации, новые медиа, креативные индустрии, госрегулирование и господдержка и многое другое. 

Основная оффлайн-площадка RIW 20/21 — павильон «‎Умный город» (ВДНХ), где будет развернута медиа-студия и главный зал проекта. Мероприятия «‎Недели» пройдут также на других площадках-сателлитах и в онлайне.  Трансляция мероприятия будет доступна на официальном YouTube-канале

Подробнее: https://2021.russianinternetweek.ru/