Российский рынок транспортного шеринга-2021: РОСТ на 85%
Дата публикации: 14 декабря 2021
Общий объем транзакций на платформах транспортного шеринга по итогам 2021 г составит 68 млрд руб., что на 85% больше показателя предыдущего года. Таковы результаты анализа развития отрасли, представленные ТИАР-Центром и Кластером РАЭК/ Sharing Economy в ходе Недели Российского Интернета (RIW).
В исследовании ТИАР-Центра и РАЭК проанализированы три модели совместного использования транспорта: каршеринг (краткосрочная аренда автомобилей), шеринг средств индивидуальной мобильности (краткосрочная аренда самокатов и велосипедов) и карпулинг (совместные поездки на личных автомобилях).
-
Наиболее крупной отраслью в шеринге транспорта остаётся каршеринг: по данным исследования, к концу года выручка операторов каршеринга достигнет 41 млрд рублей и превысит показатель 2020 г. на 82%.
-
Вторым по размеру является карпулинг. В 2021 г. этот сегмент преодолел спад, вызванный пандемией, и показал рост на 58%. Объем транзакций в карпулинге по итогам года составит около 18 млрд руб., что соответствует показателю 2019 г.
-
Стремительный рост (+205%) наблюдается в сегменте средств индивидуальной мобильности. По итогам года рынок шеринга самокатов и велосипедов оценивается в 9 млрд руб. (более 90% этого объема приходится на шеринг самокатов).
Транспортный шеринг в целом взял курс на экономическую устойчивость. Лидирующие операторы каршеринга (Делимобиль, Яндекс.Драйв, БелкаКар,) вышли на положительный показатель EBITDA1. В сфере карпулинга BlaBlaCar, ведущая платформа для поиска попутчиков в России, в течение года постепенно вводила монетизацию поездок в виде сервисного сбора с пассажиров. При этом ведущие российские сервисы кикшеринга, Urent и Whoosh, демонстрировали прибыльность ещё в 2019-2020 гг.; по итогам 2021 г. этот показатель может увеличиться.
В 2021 г. продолжился тренд на интеграцию шеринговых сервисов в экосистемы. В супер-приложениях ведущих экосистем рунета (Яндекс Go, Ситимобил) соседствуют сервисы по шерингу автомобилей и самокатов, а также агрегаторы такси. В дополнение к ним в России появился пример городского приложения мультимодальной мобильности – «Московский транспорт», соответствующий концепции MaaS (мобильность как услуга). В нем сервисы интегрированы не только по вертикали (каршеринг, самокаты, такси), но и по горизонтали (машины ото всех столичных операторов каршеринга). Пока в «Московском транспорте» доступен только просмотр предложений операторов, в будущем планируется внедрить возможность бронирования и оплаты поездки.
2021 г. ознаменовался усилиями платформ по повышению безопасности своих пользователей и других участников дорожного движения. Каршеринг-сервисы ввели повышенные тарифы для неаккуратных водителей, нарушающих ПДД. Карпулинг-сервисы боролись с фишинговыми сайтами, имитирующими официальные платформы. Тема безопасности стала особенно актуальна для сервисов по шерингу самокатов, которые в 2021 г.работали почти в 100 городах России. Во многих городах появились «медленные зоны», где предельная скорость самокатов автоматически уменьшается с 25 км/ч до 10-15 км/ч. Важным шагом для повышения безопасности дорожного движения, по мнению участников рынка, станет принятие поправок к ПДД, касающихся средств индивидуальной мобильности (внесены Минтрансом России в Правительство РФ).
Шеринг-сервисы стали важной частью транспортной системы современного города.
При этом рынок, особенно в случае микромобильности, еще далек от насыщения, и мы можем рассчитывать на дальнейший динамичный рост.
1 Прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.