Дайджест новостей #8 Кластера РАЭК / Sharing Economy

Дата публикации: 22 Января 2022

Дайджест новостей #8 Кластера РАЭК / Sharing Economy

АВИТО: САМЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ УСЛУГИ В 2021 ГОДУ

Платформа «Авито» рассказала о самых популярных услугах по итогам 2021 г. Наибольшим спросом пользовались услуги в области перевозок (35% всех запросов) и ремонта (21%), а также бьюти-процедуры на дому (11%). Ранее о повышении спроса на услуги исполнителей в бьюти-сфере сообщал YouDo. Пандемия научила нас многому: не только как обустроить домашний офис, но и как подстричься и похорошеть в домашних условиях. 

Посмотреть аналитику

ДЕЛИМОБИЛЬ ПЛАНИРУЕТ РАСШИРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОСКВЫ

Каршеринг-сервис «Делимобиль» сообщил о расширении своего автопарка в Казани, где оператор работает с апреля 2021 года. На сегодняшний день в столице Татарстана доступно порядка 600 машин для краткосрочной аренды, за год планируется увеличить их количество до 1000, а также открыть станцию технического обслуживания. А Москва тем временем по итогам 2021 г. снова стала лидером по размеру парка каршеринга (30 тыс. автомобилей). 

Ознакомиться с планами сервиса

СЕРВИС ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ VENTRA GO! ПРИВЛЕК ИНВЕСТИЦИИ

Сервис временной занятости Ventra Go!, созданный в 2020 году, привлек 700 млн руб. инвестиций от фонда «ВТБ Капитал Инвестиции». Ventra Go! помогает бизнесу привлечь дополнительных сотрудников на короткий срок (от 4 часов). Подбор персонала и проверку документов осуществляет внутренняя система. Сейчас на платформе зарегистрировано более 50 заказчиков, в числе которых многие крупные компании (X5 Retail Group, Unilever и др.) и 100 тыс. исполнителей из 27 городов России.

Подробнее о работе сервиса

И еще: прочитал доклад СПЧ о положении дел с правами и свободами человека и гражданина в цифровом пространстве РФ. 120 страниц... Процитирую лишь одну страницу из доклада – про шеринг (ниже). Опасная, оказывается, штука. Что думаете? Напишите в ответ на это письмо либо напрямую авторам доклада.

Написать авторам

"...Наступление цифровизации и усиление влияния цифровых платформ («экосистем») сопровождается принципиальным изменением сущности труда, трудовых и экономических отношений в обществе. Это явление называется «шеринговой экономикой», а также «уберизацией», по названию американской компании Uber, пионера данной бизнес-модели. Кратко её суть можно изложить следующим образом: цифровая платформа предлагает некую услугу как информационный посредник, сводя вместе заказчиков и поставщиков услуги, причём и те, и другие – «свободные экономические агенты», а платформа просто получает комиссию за «сводничество». Таковы сейчас службы такси, совместного использования автомобилей, велосипедов, самокатов, аренды квартир, интернет-агрегаторы товаров, образовательных услуг, новостей и т. п.

Данная модель опасна для прав граждан тем, что, приобретая огромную власть над рынком и его «свободными» экономическими агентами, цифровая платформа – информационный посредник – для повышения прибыли снимает с себя все социальные обязательства.

Например, назначая таксистам рейтинги, беря с них существенную комиссию, всё время ужесточая условия работы, повышая комиссию и требования к условиям труда, платформа-посредник не отвечает за них, как за работников, не имеет ответственности по Трудовому Кодексу Российской Федерации, то есть не оплачивает им отпуска и больничные листы, не имеет обязательств по декретным отпускам и иным выплатам.

Пользующийся платформой работник формально – является самостоятельным агентом (например, самозанятый или индивидуальный предприниматель). При этом в реальности он, фактически, наёмный работник, получающий относительно невысокую зарплату, не имея никакой социальной защищённости, предусмотренной Трудовым Кодексом, так как формально у него нет нанимателя. Он работает с ненормированным рабочим днём, без отпусков, отгулов, сверхурочных, бюллетеней, двух оплаченных месяцев при увольнении и прочих социальных гарантий работника. Если работник такой системы заболел, не вышел на линию – он мгновенно лишается заработка.

Перед обществом и государством информационный посредник, как вообще принято при продвижении идеологии цифровизации, обосновывает своё существование стандартными аргументами инновационности и удобства. Действительно, такси стало приезжать очень быстро, значит, с точки зрения цифровизаторов это – безусловно полезная для общества бизнес-модель, не требующая особого регулирования.

Между тем, в этой модели создаётся довольно серьёзная социальная угроза трудовым правам граждан и стабильности общества (напомним, что, например, таксистами в агрегаторах такси в России работают миллионы людей, для которых это стало профессией, но они не являются наёмными работниками и не защищены Трудовым Кодексом)".

Полный текст доклада