Самозанятость нужно сделать максимально удобной для людей
Дата публикации: 10 февраля 2022
В Общественной палате РФ прошла встреча, посвящённая развитию института самозанятых. Особое внимание – людям, работающим с цифровыми платформами.
Эксперимент по введению в России специального налогового режима для микропредпринимателей (самозанятых) показывает отличные результаты. По данным ФНС, сегодня в России уже около 4 млн самозанятых – плательщиков налога на профессиональный доход. Это важное достижение в реализации национального приоритета “Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство”, который ставит задачу увеличения численности занятых в сфере малого предпринимательства до 25 млн человек к 2030 г.
На фоне широкого распространения самозанятости актуальным становится вопрос: как обеспечить социальную защиту этой категории граждан? Каким должно быть дальнейшее развитие самозанятости (эксперимент действует до 2028 г.)?
Круглый стол, посвященный этим вопросам, состоялся на площадке Общественной палаты РФ. На встречу были приглашены представители крупных платформ - в том числе “Авито”, “Деливери Клаб”, “Сбер”, “Яндекс”, “Озон”, “Рокет Ворк”, стартапы, эксперты из Государственной думы и Центра стратегических разработок. Встреча прошла при поддержке Бизнес-кластеров «РАЭК / Экономика совместного потребления” и «РАЭК / Gig economy».
Участники отрасли сообщили, что они воспринимают опции “социального пакета” как конкурентное преимущество, которое платформы могут предлагать самозанятым. Люди идут работать туда, где условия интереснее: кому-то нужен максимальный заработок здесь и сейчас, а для кого-то важен гарантированный больничный.
Как показало обсуждение, условия работы платформ значительно отличаются в зависимости от размеров площадки и сферы деятельности, что влияет на актуальность и возможность предоставления самозанятым тех или иных социальных гарантий.
Модератор встречи Сергей Гребенников, заместитель директора РАЭК, член Общественной палаты РФ, отметил:
Финансовая грамотность населения всё ещё остаётся низкой. Жители России не привыкли следить за ДМС, ОМС, налоговыми отчислениями и прочим.
С появлением самозанятости у людей сохранилось это отношение, и оплата налогов воспринимаемся как «что-то, что сделают за нас». Изменить это можно только при помощи увеличения информированности населения и повышения финансовой грамотности.
Дискуссию открыл директор РАЭК Сергей Плуготаренко:
По оценкам, к 2024 году порядка 10 млн человек в РФ будут "платформенно-занятыми". То есть свой труд и свой заработок они будут доверять цифровым платформам, которые по сути станут их работодателями.
Правильное развитие "платформенной занятости" в нашей стране – это прогресс, который в будущем даст России мощное конкурентное преимущество на международном рынке труда. Адекватное регулирование платформенной занятости позволит России стать интересной юрисдикцией и создаст условия для дальнейшей работы многих людей, усилит экономику и ускорит ее цифровизацию. Но, как мы видим на примере некоторых других инноваций, есть ненулевой риск избыточного или неумелого регуляторного воздействия, которое может застопорить развитие новой экономики.
С другой стороны, эта новая экономика определяет благополучие миллионов граждан, и обеспечивает продуктами и услугами десятки миллионов россиян. Когда мы говорим о таких масштабах "платформенно зависимых" людей, очень важно помнить об их интересах. Здесь важно соблюсти баланс, а именно не забыть об интересах бизнеса и цифровых платформ, учесть потребности тех, кто хочет быть платформенно занятым и тех, кто получает товары и услуги благодаря работе платформ и занятых на них. Поиск такого баланса – начало пути, и я рад что в РАЭК выступает в роли пионеров в этом направлении.
Антон Губницын, руководитель Кластера “РАЭК / Экономика совместного потребления”, обратил внимание слушателей на экономический аспект легализации статуса самозанятых.
Самозанятые — основной сегмент, который динамично растёт в сфере малого предпринимательства. Почему он привлекателен?
Первое — минимальный уровень налогообложения и административной нагрузки. Второе — гибкость: можно дозировать нагрузку и настраивать график работы. Расширение самозанятости способствует выводу рынка труда из серой зоны. По данным ФНС, 45% зарегистрировавшихся самозанятых не имели никаких официальных доходов за год до регистрации. Этот формат также снижает темпы роста пособий по безработице, так как дает возможность дохода “здесь и сейчас” тем, кто потерял работу в кризис. Участники Кластера «РАЭК / Sharing economy» серьезно относились к этому эксперименту еще на этапе внедрения в первые регионы. Сегодня мы хотим, чтобы самозанятых было больше и работать им было удобнее и выгоднее, в том числе тем, кто работает с платформами.
Левон Айрапетян, руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР, отметил, что по сей день нигде в мире нет успешного кейса внедрения законодательства, регулирующего платформенную занятость.
Платформенная экономика — это быстрорастущий сегмент, который не хотелось бы поломать регулированием, поэтому любое решение в этом направлении должно приниматься на основе data-driven подхода.
Сегодня назрела необходимость в регулировании платформенной занятости. 20% самозанятых говорят, что им не хватает соцгарантий. 99% самозанятых не пользуются имеющейся опцией добровольных пенсионных взносов. Мы видим активности людей, которые не удается удовлетворить в рамках действующего законодательства. В России необходимо выработать особенное регулирование.
Сегодня требуются некие прогрессивные решения, которые должны обеспечить баланс интересов. Людям надо дать защищенность, обеспечить стабильность экономики, а государство должно стать гарантом рабочего инструмента.
Дмитрий Гавриленко, директор по GR “Авито”, подчеркнул, что законодательство, выставляющее дополнительные требования к платформам, будет негативно сказываться на развитии цифровой экономики. Самозанятые исполнители могут потерять свободу быстрого перехода с одной площадки на другую.
Платформенную занятость нужно в первую очередь делать для людей. Платформа в в данном случае выступает провайдером.
Уже сейчас платформы дают элементы социального обеспечения своим пользователям, поскольку они четко понимают, что нужно их исполнителям. Меры социальных гарантий, которые уже предоставляются платформами - это конкурентное преимущество. Люди идут туда, где лучше условия. Решение вопросов гарантий и социального обеспечения разумно отдать на саморегулирование.
Об опасности введения избыточных норм упомянул руководитель по связям с государственными органами Delivery Club Александр Оленин.
Для большинства исполнителей платформенная занятость является временной. Исполнители больше всего ценят возможность работать с разными платформами и самостоятельно планировать время.
Платформенную занятость мы видим как гибкий формат с низким порогом входа. Разговоры о введении единого стандарта мер поддержки не учитывают специфику конкретной отрасли, а также ограниченность ресурсов некоторых платформ, стартапов. Платформенная занятость находится в России на начальном этапе развития, важно не вводить дополнительные барьеры и ограничения.
Вопросы, волнующие самозанятых и бизнес, поднял и генеральный директор GigAnt Денис Решанов.
За три года в самозанятость вовлекается очень много людей, около 4 млн.человек.
Если прийти и менять условия, особенно законодательные, линия тренда может наклониться в другую сторону. Бизнес и самозанятых волнуют вопросы прежде всего стабильности и предсказуемости законодательства.
Участники дискуссии также отметили, что самозанятость очень неоднородна. Так, многие используют ее как режим для сдачи квартир в аренду, а значит, доп. взносы в социальные фонды будут для них не релевантны. Кроме того, около 43% самозанятых являются совместителями. То есть у них есть основной вид деятельности, с которого уже взимаются соцплатежи, плюс дополнительно есть доходы самозанятого. Соцопросы показывают: любой человек выступает за социальные гарантии. При этом согласно исследованиям, большинство самозанятых не готовы за них платить, полагаясь в этом на государство.
По итогам встречи участники приняли решение разработать отраслевую позицию и создать межведомственную рабочую группу для обсуждения вопросов самозанятости и платформенной занятости на базе Бизнес-кластера «РАЭК / Sharing economy» и Общественной палаты РФ.
О Бизнес-кластере «РАЭК / Sharing economy»
Бизнес-кластер «РАЭК / Sharing economy» направлен на выработку консолидированной позиции компаний данной сферы и регуляторов, а также разработки законодательных и регуляторных мер, отвечающих запросам потребителей и участников рынка. Участники Кластера ставят перед собой задачу создать комфортную бизнес-среду для устойчивого развития сферы экономики совместного потребления в России, привлекая к диалогу сообщество пользователей, бизнес и государство.
Подробнее: https://raec.ru/clusters/sharingeconomy/