Сергей Плуготаренко принял участие в заседании ИТ-комитета ГосДумы по вопросу исполнения закона о «приземлении» IT-гигантов
Дата публикации: 16 февраля 2022
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему реализации закона о «приземлении» иностранных IT-компаний в России.
Основные положения Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации» вступили в силу 1 января 2022. Согласно его требованиям, владельцы иностранных информационных ресурсов с суточной аудиторией более полумиллиона российских пользователей обязаны выполнить ряд требований закона: открыть филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своём ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.
Как отметил председатель Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн, уже больше половины компаний начали процедуры по «приземлению»:
У нас есть отличники — компании, которые полностью выполнили требования закона (Apple, Spotify), есть даже компании, которые проявили инициативу и не попав в первый список РКН открыли представительства на территории РФ (Wargaming, AliExpress).
Но есть также компании, которые выполнили требования закона только частично или вообще продолжают раздумья. Надеюсь, после нашего сегодняшнего конструктивного диалога мы увидим новых "приземлившихся".
Также закон предусматривает ряд «мер понуждения». В частности, речь идёт о маркировке сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключении из выдачи поисковиков, запрете на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян.
В отношении компаний, которые не начнут процедуры по «приземлению» до конца февраля, начнут вводить ограничения для работы в России.
В своем выступлении директор РАЭК Сергей Плуготаренко отметил, что закон о «приземлении» способствует созданию равных условий для всех игроков на российском рынке:
Принятие закона о приземлении может стать новой вехой в развитии российской ИТ-отрасли. Тогда это и обмен опытом с иностранными коллегами, и возможность реализовывать какие-то новые совместные проекты.
Если говорить про настроения в IT-среде, то многие российские игроки воспринимают закон как восстановление справедливости. По сути требованиями закона о «приземлении» уравниваются права и обязанности российских и иностранных компаний, работающих на российском рынке.
Основная цель закона – создание равных условий. А еще – выстраивание конструктивного диалога между зарубежными ИТ-компаниями и российскими государственными органами. Необходимость закона обусловлена отсутствием юридических полномочий у представительств ИТ-компаний.
В ходе выступления Сергей Плуготаренко обозначил основные акценты, связанные с реализацией закона о «приземлении»:
Закон о «приземлении» способствует созданию равных условий для всех игроков
Об этом мы говорили на открытых и закрытых встречах начиная с лета 2020 года. Пиком стал ИТ-завтрак в рамках РИФ 22 мая 2021 года, с участием заместителя руководителя администрации президента России Сергея Кириенко, министра связи массовых коммуникаций Максута Шадаева, Главы РКН Андрея Липова. Тогда присутствовали и представители многих компаний: закон уже был принят, но тогда еще не понимали, как он будет работать.
Основные вопросы:
-
Компании не имели полномочий отвечать за действия зарубежных юридических лиц (примеры: ситуация с представительствами Google и TikTok)
-
Поскольку крупные зарубежные ИТ-компании либо не имеют собственных представительств, либо работают через российские юридические лица, не являющиеся полноценными представительствами, они обладают возможностью игнорировать требования, предъявляемые российским законодательством. К этим требованиям относятся, в частности, обязательства по отношению к мониторингу и удалению противоправного контента и требования к хранению персональных данных российских граждан на территории России. Это ставит российских игроков рынка в неравные условия по отношению к зарубежным игрокам, поскольку они обязаны выполнять требования законодательства и нести соответствующие издержки, связанные с реализацией данных требований.
-
И еще один важный аспект – обеспечение прав пользователей. Отсутствие полноценного представительства означает, что общение российских пользователей с администрацией цифровых платформ затруднено. В частности, им сложно защитить свои права при возникновении споров, связанных с удалением контента или приостановкой действия аккаунта.
Отношение иностранных IT-компаний к закону
Многие иностранные компании понимают объективность требований данного закона, часть уже "приземлились", многие ведут работу по приведению своей деятельности в соответствии с законом о "приземлении".
Но остаётся напряжение и непонимание, а может быть и надежда, что как-то их не коснётся, как минимум, желание посмотреть на коллег и оттянуть принятие решения об открытии представительства. Поэтому крайне важно продолжать как публичную разъяснительную работу в этом отношении, так и организовывать закрытые встречи, где можно разъяснять нюансы закона, показывать успешные кейсы.
Крайне важно продолжать публичную разъяснительную работу. Важно выключить в медиа-обсуждениях «политический» или «контр-санкционный» подтекст. И сконцентрироваться на экономических аспектах и на технологической реализации. Принятие закона – это не геополитика, не принятие ответных мер на санкции.
Актуальность закона о «приземлении»
Трендом является пристальное внимание к деятельности крупнейших глобальных цифровых компаний – платформ и экосистем – и поиск моделей регулирования их деятельности.
Регуляторы в различных странах разрабатывают собственные подходы к такому регулированию.
Например, проекты Закона о цифровых рынках и Закона о цифровых сервисах в ЕС, устанавливают комплекс требований к крупнейшим цифровым платформам – как в части антимонопольного регулирования, так и в части требований к удалению незаконного контента. В частности, Закон о цифровых сервисах предписывает крупным цифровым платформам назначить уполномоченных представителей в ЕС для взаимодействия с органами власти Содружества и стран-членов.
В Турции поправки в Закон «О регулировании интернет-вещания и борьбе с преступлениями, совершенными посредством таких вещаний» также направлены на обеспечение выполнения требований об удалении «оскорбительного» контента зарубежными платформами. В соответствии с поправками, платформы с более чем 1 млн пользователей на территории Турции, должны назначить гражданина Турции в качестве представителя в стране или создать местное юридическое лицо, которое будет обладать юридическими полномочиями и нести ответственность за несоблюдение требований.
Примеры законов или законопроектов, содержащих требования к крупнейшим цифровым платформам в сфере защиты персональных данных, контроля за контентом, антимонопольных требований и соблюдения прав пользователей можно найти в США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, КНР, Индии.
«Приземление» позволит выяснить вклад иностранных компаний в экономику Рунета
РАЭК оценивает экономику Рунета в 8,6 трлн рублей (по итогам 2021 года), а Аудиторию русскоязычного интернета в 100 млн человек. В ежегодном исследовании «Экономика Рунета» учитываются только российские компании, их обороты и вклад в экономику страны.
Оборотные штрафы, которые ФАС наложила на глобальные ИТ-компании в прошлом году, позволили впервые оценить долю России в их доходах. Так, в 2020 году, по данным ФАС, Google заработал в России 144,4 млрд руб. (около $2 млрд).
Таким образом, стало очевидно, что в оценках объемов сегментов цифровой экономики России, в частности – сегмента маркетинга и рекламы, вклад зарубежных игроков сильно недооценен (по предварительным оценкам в отношении Youtube неучтенными остались примерно 30% объема доходов, в отношении Facebook и Instagram – 50-70%).
Поскольку большая часть этих доходов остается в России, представляется необходимым включить их в состав соответствующих сегментов. С принятием закона о «приземлении» станет возможным учет этих данных. Эти показатели смогут войти в очередной доклад «Экономика Рунета 2021-2022», который будет представлен в мае на РИФе, и в отчет для Минцифры «Интернет в России 2022», который будет презентован в конце года.
Российские законы могут стать примером для других стран
России правильно двигаться по этому пути, важно, чтобы не получился эффект "регуляторного бумеранга", чтобы локальным игрокам не пришлось выполнять больше требований, чем иностранным компаниям.
Нам нельзя копировать опыт других стран. Там нет таких собственных сильных игроков, как Яндекс, VK, Ozon. А у нас есть – в этом наша особенность.
Задача сложнее, но давайте пробовать решать ее: пусть другие юрисдикции смотрят на наши законодательные новеллы и дублируют их.