ESG-подход к проблеме нерационального использования продовольствия. Роль фудшеринга в решении проблемы

Дата публикации: 16 Марта 2022

ESG-подход к проблеме нерационального использования продовольствия. Роль фудшеринга в решении проблемы

Согласно новому исследованию ТИАР-Центра и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), комплексный подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России поможет сократить на 60% (на 10,77 млн тонн) объем пищевых отходов, направляемых на полигонное захоронение. Распределение продуктов питания с подходящим сроком годности через фудшеринг-сервисы и банки продовольствия потенциально может обеспечить бесплатным продовольствием порядка 3,6 млн россиян (в объеме до половины ежедневного рациона).

Согласно аналитикам ТИАР-Центра, по итогам 2020 г. объем пищевых отходов в нашей стране составил 17,9 млн тонн, или 25,6% ТКО. Углеродный след этого объема пищевых отходов оценивается в 64 млн тонн СО2-экв. в горизонте 100 лет. Большая часть пищевых отходов (71%) приходится на конечных потребителей — домохозяйства. Еще 29% — отходы ритейла и организаций общественного питания.

Часто еда становится отходом еще до потери своих потребительских свойств и до окончания срока годности. Это связано с высоким уровнем конкуренции, сбоями в цепях поставок, изменениями уровня спроса и т.д. Такие продукты можно и нужно использовать по своему прямому назначению — в рационе питания человека. Один из инструментов распределения пригодных к употреблению продуктов – фудшеринг. Это фудтех-сервисы, специализирующиеся на продуктах с подходящим сроком годности.

В 2020 г. благодаря фудшеринг-сервисам было спасено около 9 тыс. тонн еды. По оценкам участников рынка, потенциал фудшеринга – до 720 тыс. тонн еды в год, спасаемой из общепита и розничных сетей. Еще в 280 тыс. тонн еды в год оценивается потенциал р2р фудшеринга (распределение еды между физическими лицами, в том числе через соцсети). В результате, с помощью реализации потенциала всех типов фудшеринг-сервисов порядка 3,6 млн человек в России могли бы бесплатно получать до половины ежедневного рациона питания.

Согласно исследованию, эффективным инструментом по предотвращению отходообразования является также передача продуктов с истекшим сроком годности на корм животным (речь идет о первых днях после истечения срока годности). Прежде всего, это касается продуктов растительного происхождения (хлеб, овощи и фрукты), реализуемых в розничной торговле и общепите. Таким образом ритейл и общепит, работающие в России, могут снизить пищевые отходы еще на 1,97 млн тонн.

Кормление сельскохозяйственных животных остатками растительной пищи – стандартная практика для многих фермерских хозяйств. Однако сейчас передача еды с истекшим сроком годности фермерам ограничена законодательно: для каждой партии продуктов обязательна ветеринарно-санитарная экспертиза. Это требует дополнительных финансовых и временных ресурсов, которые сильно ограничены.

Авторы исследования видят решение этой проблемы в нормативном разграничении растительных и животных пищевых отходов. Текущее жесткое регулирование целесообразно применять только для отходов животного происхождения, а передачу растительных отходов в сектор животноводства — сделать общепринятым способом использования данного ресурса.

Следующий шаг – утилизация пищевых отходов вместо полигонного захоронения. Почти 2,3 млн тонн пищевых отходов бизнеса пригодны для компостирования, производства биотоплива или удобрений. По оценкам авторов исследования, введение раздельного накопления пищевых отходов в домохозяйствах сделает доступными для утилизации еще около 5,5 млн тонн пищевых отходов. Кроме того, раздельное накопление пищевых отходов позволит избежать загрязнения других фракций (в том числе отходов упаковки) и тем самым увеличить объем их переработки.

По мнению экспертов, опрошенных в ходе исследования (представителей фудшеринг-сервисов, розничных сетей, общественного питания и экологических НКО), для снижения объема пищевых отходов в стране, необходимо принять следующие ключевые меры:

  • ввести комплексный учет пищевых отходов (на уровне магазина, компании, региона, страны), раскрывать этот объем в нефинансовой отчетности;
  • сфокусироваться на предотвращении пищевых отходов; в частности, установить КРI по снижению отходообразования (по аналогии с KPI по продажам);
  • сделать фудшеринг мерой адресной социальной помощи; внедрить фудшеринг в бизнес-процессы розничных сетей и организаций общественного питания;
  • убрать налоговый барьер (НДС на продукты с подходящим сроком годности, передаваемые в некоммерческий фудшеринг), который делает выбрасывание продуктов экономически более целесообразным в сравнении с передачей продуктов нуждающимся;
  • развивать практики ответственного потребления, в том числе участие в p2p фудшеринге (распределении еды между домохозяйствами, в частности, с помощью групп в социальных сетях) и волонтерство в фудшеринг-сервисах, обслуживающих магазины и общепит.

Скачать презентацию >>