РАЭК: учителей и родителей беспокоит уровень безопасности данных в иностранных мессенджерах
Дата публикации: 29 ноября 2022
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела исследование на тему использования мессенджеров в школьных и образовательных процессах.
Исследование показало, что важным аспектом для учителей и родителей является безопасность мессенджера, используемого для работы, включая безопасность и хранение передаваемых в нем данных, которые могут включать, в том числе, и персональные данные учеников. Кроме того, беспокойство пользователей вызывают участившиеся в сети сообщения о случаях утечек персональных данных в отдельных иностранных мессенджерах и продажи злоумышленниками такой информации.
В ТОП-3 самых популярных мессенджеров входят WhatsApp, Telegram и VK Мессенджер. Состав ТОП-3 не меняется в зависимости от категорий участников образовательного процесса — данные мессенджеры используют как опрошенные учителя и родители, так и школьники, по мнению их родителей.
Среди школьников широкое распространение получил VK Мессенджер: они активно пользуются социальной сетью «Вконтакте», и им удобнее и привычнее общаться внутри одной платформы со знакомым интерфейсом и функциональностью. По интенсивности использования среди родителей Viber уступает мессенджерам WhatsApp, Telegram и VK Мессенджер.
Чаще всего мессенджеры используются учителями для текстового общения — как в личных сообщениях (86,7% респондентов), так и в групповых чатах (76,5%). Реже используются голосовые сообщения и создание сообществ. Кроме функций, связанных с отправкой сообщений, которые используются наиболее широко, востребованными функциями мессенджеров являются отправка и получение файлов (63,1% респондентов) и аудиозвонки (44,3%). Чуть меньше используются видеозвонки (31,4%). Немногим более четверти опрошенных учителей (27,5%) проводят в мессенджерах опросы, почти четверть (22,7%) пользуются функцией демонстрации экрана.
Самые распространенные запросы: возможность отправлять большие по объему учебные материалы (72,9% опрошенных учителей), возможность использовать только один мессенджер для коммуникаций (72,5%) и возможность бесшовного перехода в электронный дневник и журнал (71,8%). Суммируя, можно сказать, что основным запросом со стороны учителей является сокращение количества используемых инструментов и платформ, переключение между которыми занимает время. Важным аспектом для учителей также является безопасность мессенджера, используемого для работы, включая безопасность передаваемых в нем данных, которые могут содержать, в том числе, и персональные данные учеников.
Для родителей, как и для учителей, наиболее актуальным является запрос на сокращение количества используемых инструментов: 74,7% опрошенных родителей хотели бы иметь возможность перехода из мессенджера в электронный дневник и журнал, 70,6% хотели бы использовать для коммуникации по учебным вопросам один мессенджер, а не переключаться между различными платформами.
Пользователям важен уровень безопасности мессенджеров — как защищены и хранятся их данные. Интересно, что вопросы безопасности среды для общения беспокоят родителей меньше, чем учителей. 55,5% опрошенных родителей отметили, что их беспокоит уровень безопасности мессенджера, который использует их ребенок. При этом 70,6% учителей заявили, что беспокоятся за безопасность данных в мессенджерах, которые используют для работы.
Учителя и родители дополнительно отмечают, что для них важно, где именно хранятся данные — в России или за рубежом. 65% учителей и 50% родителей отметили, что предпочли бы, чтобы данные детей и учеников хранились в России. При этом, по мнению родителей, 86% учеников всё равно, где хранятся их данные.
В топ популярных мессенджеров, среди прочих, входят иностранные. Мы опросили экспертов и узнали их мнение, насколько безопасно использовать их во время образовательного процесса?
Основной минус состоит в том, что те, кто общаются в зарубежных мессенджерах, мало что контролируют. Все данные хранятся и обрабатываются на серверах за рубежом, поэтому отследить, какая информация и куда уходит, зачастую невозможно.
Высока вероятность, что доступ к информации получат и третьи лица. Сегодня мы также можем видеть уязвимость WhatsApp: на днях произошла массовая утечка данных пользователей этого мессенджера, и это уже не первый подобный случай. Шифрование здесь — не панацея. Кроме того, когда у продукта нет представительства в России, к его владельцам часто невозможно полноценно обратиться за помощью. Есть сложности с обработкой жалоб, поддержкой, выполнением норм местного законодательства, пониманием разработчиками локальных потребностей и общественных запросов, контекста.
Блок с экспертными мнениями:
По мнению координатора Центра безопасного интернета Урвана Парфентьева:
Российский цифровой контур обладает качественными продуктами, способными заместить (и уже замещающими) аналогичные иностранные программные решения.
Одним из основных качеств, предъявляемых пользователями к современным программным продуктам, помимо удобства пользования, является безопасность и конфиденциальность передаваемой и хранимой информации — в первую очередь, оконечное шифрование, конфиденциальность персональных данных, опции дополнительной аутентификации при входе в мессенджер. Позитивно воспринимается пользователями «встроенность» мессенджера в цифровую экосистему, состоящую из других приложений с востребованным функционалом.
При использовании любого сервиса или социальной платформы очень важно обращать внимание на то, как компания подходит к заботе о безопасности своих пользователей.
Это комплексная задача, которая включает разработку и следование политикам по хранению и обработке данных на территории РФ, регулярное прохождение соответствующих аудитов и сертификаций, внедрение технологических мер, позволяющих эффективно противодействовать утечкам, своевременное закрытие уязвимостей, привлечение сторонних экспертов для независимой оценки систем, и многое другое.
В коммуникациях, которые педагоги ведут в рамках образовательного процесса с учениками и между собой, важно удобство: например, когда один цифровой продукт совмещает в себе и мессенджер, и доступ в электронный журнал, и возможность быстро и просто запускать онлайн-урок прямо из школьного расписания.
Но при такой интеграции не менее важно, чтобы к школьникам не было доступа у посторонних, чтобы между собой общались только те пользователи, которые принадлежат к данному классу и школе, а их данные находились в закрытом и защищенном контуре.
Об исследовании:
Исследование реализовано Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) в октябре-ноябре 2022 г.
В ходе исследования были проведены количественные опросы учителей государственных образовательных учреждений (школ) начального, основного и среднего общего образования и родителей учеников государственных образовательных учреждений (школ) начального, основного и среднего общего образования, а также ряд экспертных интервью.
Опрос учителей и родителей проводился с 28 октября по 10 ноября 2022 г. при поддержке Social Business Group. Выборка: крупные города РФ с населением свыше 1 млн человек, всего проведено 520 интервью (255 учителей средней школы, 265 родителей детей школьного возраста). Тип выборки: квотная (город, группа классов и предметная группа – для учителей, город, пол ребенка и группа классов для родителей). Метод сбора информации: личные интервью (f2f) с использованием планшета (CAWI). Средняя продолжительность заполнения анкеты – 10 минут.