Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях
Дата публикации: 12 декабря 2022
12 декабря 2022 г. в 10:00-12:00 в рамках Russian Internet Week 2022 на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация совместного исследования РАЭК, НИУ ВШЭ и факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях».
Партнеры исследования – Союз журналистов России, АНО «Новые русские медиа» и OMI. Исследование представили его авторы – Сергей Давыдов (РАЭК/НИУ ВШЭ), Мария Лукина, Мария Крашенинникова и Андрей Замков (все – факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова).
Основу исследования составили 14 экспертных интервью с российскими представителями индустрии медиа и коммуникаций, имеющими опыт внедрения и/или использования технологий ИИ, и количественный онлайн опрос российских медиакоммуникаторов (n=176).
В ходе реализации проекта были выявлены различия в восприятии искусственного интеллекта в различных референтных группах – среди академических исследователей, разработчиков ИИ-решений, специалистов в области права и работников индустрии медиа и коммуникаций.
Исследование показало, что представители отрасли, в целом, хорошо осведомлены о возможностях использования технологий ИИ для решения профессиональных задач, и оптимистично смотрят на перспективы их внедрения. По мнению 86,9% опрошенных, для современной России развитие ИИ представляет в большей степени возможности, чем угрозы; аналогичный показатель для современной российской индустрии медиа и коммуникаций составил 91,5%. В то же время, большинство опрошенных (85,3%) считают, что по темпам внедрения ИИ Россия в той или иной степени уступает ведущим цифровым экономикам мира. Важно подчеркнуть, что если в некоторых индустриях (например, ритейл, банковская сфера, телекоммуникации и др.) диффузия ИИ достаточно высока, проекты медиакомпаний обычно находятся на этапе планирования.
Потенциальные направления использования ИИ в редакционной деятельности, выявленные в рамках исследования, достаточно широкий: подбор источников и фактуры, генерация текстов, дистрибуция, рекомендательные системы, «умные» сервисы для журналистов, внутренние редакционные справочные системы, фактчекинг. По личному опыту использования медиакоммуникаторами среди технологий ИИ лидируют голосовые помощники (41,5%) и автоматизированный перевод текстов (27,3%). Среди систем, используемых в компаниях/организациях респондентов, в ответах чаще всего фигурировали персонализация новостных лент (27,3%) и рекомендательные сервисы (23,9%).
Наиболее перспективными в ближайшие пять лет эксперты считают технологии персонализации новостных лент (41,5%) и автоматического генерирования текстов (39,2%). Главные барьеры и препятствия, связанные с внедрением ИИ в медиакоммуникационные практики, участники опроса связывают с нехваткой средств (51,1%) и недостаточной квалификацией сотрудников, нехваткой опыта (42,0%).
Полный аналитический отчет по результатам исследования будет выложен в открытом доступе на сайте РАЭК.