«Digital Наука»: влияние цифровых технологий на производство еды
Дата публикации: 31 марта 2023
В новом выпуске «Digital Науки» директор РАЭК Сергей Гребенников и журналист AdIndex Анна Коротнева обсудили роль технологий в производстве еды. Гостем выпуска стал Артём Пономарёв, генеральный директор Greenwise и основатель Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов.
В пищевое производство активно внедряют инновации, появляются новые возможности для инженеров. В этой сфере стремительно совершенствуются технологии, которые убивают микроорганизмы, вытесняют влагу и выполняют другие функции, чтобы сделать продукты более безопасными и улучшить их вкус. Каким будет производство еды и напитков нового поколения, станет ли животное мясо прерогативой избранных и как изменится наш рацион через 10 лет? Эти и другие вопросы обсудили в выпуске.
Как формируется спрос в этой сфере
За последние годы технологи получили возможность воспроизводить альтернативные виды продуктов и приводить их вкусо-ароматические, цветовые и текстурные свойства примерно до той степени, которой обладают традиционные виды продуктов.
Если раньше спрос на такую категорию продуктов формировали только ярые приверженцы питания, которое полностью исключает животные ингредиенты, то теперь на альтернативные продукты стали обращать внимание и потребители традиционных.
О замене традиционных продуктов на альтернативные
В целом, мне кажется, понятие полезной еды немного гипертрофированным, потому что нет полезной еды и не полезной еды. Есть полезные продукты и ингредиенты, которые в этой еде могут содержаться, а есть вредные ингредиенты.
Но так или иначе я выступаю за какой-то баланс и за то, что каждому человеку подходит свой индивидуальный набор продуктов питания, формируется индивидуальный рацион. С этим связано понятие персонализированного питания. Так, например, если человек хочет заменить продукты животного происхождения и вести нормальный образ жизни, то для этого есть необходимый инструментарий, нужно пройти консультацию у врачей, которые смогут точечно настроить диету и которые смогут относительно потребностей вашего организма сформировать комплекс продуктов, которые человек будет потреблять. Но это не массовая история.
Какое позиционирование у альтернативных продуктов
Потребители альтернативные еды — это не только веганы и вегетарианцы, не только сторонники ЗОЖ, но и покупатели обычного сока или куриного филе.
Мы стараемся презентовать эту категорию не как антагониста традиционным продуктам, а как самостоятельную категорию продуктов, которая никаким образом не претендует на то, чтобы захватить какую-то часть рынка или противопоставлять себя мясу и молочным продуктам. Только в таком подходе мы видим развитие этой категории. Для нас важно, чтобы потребителю было удобно знакомиться с подобной категорией продуктов.
Как развивается рынок альтернативных продуктов в России
Рынок альтернативных продуктов в России находится на начальной стадии развития, если сравнивать с европейским или азиатским регионами. Но сейчас в крупных городах вы можете без особого труда собрать полную корзину альтернативных продуктов, начиная от растительного мяса и растительной рыбы, креветок до любых типов молока и молочных продуктов, десертных групп.
С другой стороны, этот рынок не совсем правильно позиционируется перед инвесторами. Многие регуляторы, органы власти и представители фудтех-сообщества относят к потребителям этого рынка только узкие категории людей, например веганов и вегетарианцев. Но если мы посмотрим на это с другой стороны, то поймем, что рынок альтернативной продукции — это рынок не узкой категории, а рынок глубокой переработки растительного белка, рынок продуктов, обеспечивающих производственную безопасность, в целом обеспечивающий рост рынка пищевой продукции и рост экспорта. В таком случае цифры становятся более радостными, появляются способы инвестировать в этот рынок.
Запись выпуска доступна на платформах:
ВКYoutube