Роль искусственного интеллекта в медицине обсудили в новом выпуске «Digital Наука»
Дата публикации: 7 апреля 2023
Цифровые технологии активно внедряются во многие сферы жизни, в том числе, и в медицину. Исследования показывают, что 92% медучреждений повышают эффективность благодаря цифровой трансформации. Внедрение передовых технологий развивает инфраструктуру здравоохранения, расширяет возможности медработников и делает медпомощь более доступной.
Как обстоят дела с цифровыми технологиями в медицине в России, как врачи относятся к инновациям и какие проблемы пока сложно решить, обсудили ведущие программы «Digital Наука» — директор РАЭК Сергей Гребенников и журналист AdIndex Анна Коротнева — вместе с директором департамента по продуктам «СберМедИИ» Еленой Соколовой.
Что сейчас происходит в сфере технологий для медицины, какие направления цифровизируются активно и какие есть в этой сфере проблемные зоны?
В России в этой сфере деятельность соответствует мировым трендам. Но вот, например, с точки зрения правовых норм о внедрении искусственного интеллекта в сферу медицины и здравоохранения мы даже начинаем опережать наших зарубежных коллег.
Такие компании, как наша, достаточно давно занимаются разработкой искусственного интеллекта для данной сферы, но конкретно к внедрению мы приходим именно сейчас. Тренд, который развивается последние несколько лет — это тренд на диагностику различных сложных заболеваний, в первую очередь, здесь мы говорим о сердечно-сосудистых заболеваниях и онкологии, то есть это фактически КТ, МРТ, так называемые данные лучевой диагностики. В Москве уже около двух лет в рамках эксперимента около 40% всех исследований лучевой диагностики исследуются алгоритмами искусственного интеллекта в качестве второго мнения, то есть для поддержки врача. Сейчас, конечно же, тренд пошел на анализ текстовых данных и на создание продуктов именно по анализу текстовых данных.
Кто является основным пользователем решений, которые дает искусственный интеллект в медицине? Может ли пациент стать им?
Сейчас пользователь решения в основном — это всегда врач. То есть искусственный интеллект всегда направлен на то, чтобы помочь врачу автоматизировать рутинные измерения.
Это нужно ещё для того, чтобы подстраховать от возможной ошибки, например, молодого специалиста. Вы как пациент просто получаете уже более быстрый и более точный результат, потому что врач работал с искусственным интеллектом. Но искусственный интеллект тоже может ошибаться, например, в очень редких случаях и при решении сложных кейсов. У врачей широкая экспертиза, а искусственный интеллект помогает только в рутинных задачах.
Как врачи относятся к внедрению в их деятельность процессов, связанных с работой искусственного интеллекта?
Сфера медицины, действительно, очень консервативная, но мы видим очень хорошую положительную динамику с точки зрения принятия искусственного интеллекта врачебным сообществом.
Врачи сначала воспринимают новые технологии с опаской, это нормально, но мы в начале проводим внедрение таких исследований, пилотирование. Мы считаем метрики эффективности, проверяем, насколько точно модель работает, где она ошибается, всегда привлекаем нескольких специалистов и проводим тесты. Когда врачи видят результаты такой клинической апробации, они понимают, что результаты хороши и начинают более позитивно относиться к искусственному интеллекту.
Как вы видите развитие цифровых технологий в медицине будущего?
«Я думаю, что система здравоохранения перестраивается в такую “пациентоцентричную” модель, когда не только медицинские работники, но и сами пациенты будут более погружены в вопросы собственного здоровья.
В любом случае, я уверена, что будут устройства и приложения для диагностики каких-то показателей. На самом деле уже есть примеры приложений, которые по видео могут посчитать уровень гемоглобина, холестерина, давление. Поэтому в ближайшем будушем возможностей для самостоятельной диагностики состояния здоровья будет больше.