Настоящее и будущее gamedev: на РИФ прошла встреча кластера «РАЭК / Игровая индустрия»
Дата публикации: 25 мая 2023
25 мая в рамках Российского Интернет Форума прошла секция кластера «РАЭК / Игровая индустрия». Эксперты из VK, Skillbox, Geek breans и других известных компаний обсудили инвестиции в игровую отрасль и воспитание молодых специалистов, а также предложили собственные решения проблем отрасли.
Модератором встречи выступил Александр Михеев – директор по продукту VK Play. В первую очередь, эксперт обозначил, что в сфера gamedev всё ещё сталкивается с непрофильным финансированием, которое иногда плохо сказывается на компании.
Модератор отметил:
Бесспорно, отрасль потихоньку развивается, однако перед ней всё ещё стоит множество вызовов. Одним из таких как раз является непрофильное финансирование.
При разработке проекта может возникнуть множество сложностей, на которые разработчик не в состоянии повлиять. Но непрофильные инвесторы не учитывают их, и поэтому возможность успеха для разработчиков снижается. Таким образом, большинство коммуникаций в отрасли gamedev осуществляются непрофессионалами. И это проблема.
Говоря о финансировании, другой эксперт, Константин Сахнов – founder из компании Vengeance Games, также рассказал о том, как стартапы в области gamedev могут привлекать инвестиции. В рамках доклада спикер рассмотрел плюс и минусы трёх основные направления работы по привлечению инвестиций: непрофильное финансирование, венчурные фонды и государственные гранты.
Большинство компаний российского рынка - это компании работающие за собственные деньги. Однако оплачивать разработку, получать игровые метрики и другие ресурсы очень дорого, поэтому им необходимо привлекать инвестиции.
Очень часто я наблюдал как коллеги получают деньги от непрофильных инвесторов. Частный инвестор может финансировать проект на достаточно серьёзные суммы, но в таких случаях ему уходит большая доля компании. Есть венчурные фонды, однако для жителей России появляются сложности с оформлением договоров.
Кроме того, в такой фонд приходят сотни человек со всего мира, и всего 1% получает инвестирование. Фонд предоставляет поддержку, экспертизу, он берёт себе небольшую долю, потому что не стремится к глобальном контролю. В случае с государственными гранатами конкуренция так же высока, однако государство не забирает значительную долю компании и инвестирует большие суммы.
Важной частью дискуссии стало обсуждение образования молодых специалистов в сфере gamedev. С докладом о росте интереса к сфере разработки игр и важности популяризации индустрии выступил Павел Мосейкин – со-основатель XYZ School, генеральный директор Ultimate Education:
Сегодня мы видим все предпосылки для дальнейшего роста индустрии в целом и интереса к образованию в сфере геймдева в частности. Согласно данным нашего недавнего исследования, большая часть (83%) опрошенных геймеров уверена, что в ближайшие 3 года могут появиться качественные ААА-проекты от российских разработчиков.
Однако, несмотря на это, лишь 27% оценивают состояние российского геймдева положительно. 36% опрошенных геймеров при этом всегда обращают внимание на проекты от российских разработчиков. Самыми любимыми играми были названы Atomic Heart и Escape from Tarkov. Наши данные подтверждают, что интерес к сфере геймдева также продолжает расти: набор в школе по некоторым направлениям в прошлом году оказался примерно на 25% больше по сравнению с предыдущим годом.
Всего за год к нам на платные и бесплатные курсы зарегистрировались более 60 тысяч студентов. При этом результаты опросов говорят о том, что лишь 19% специалистов из сферы GameDev выбирают для себя это направление изначально. Среди тех, кто сменил сферу деятельности и ушел в разработку игр, большинство (72%) довольны своим решением.
Александр Журавлёв – сооснователь образовательной платформы Moscow Digital School – также добавил:
Существует достаточно возможностей получить образование в gamedev, но большинство курсов ориентированы на джун- и джун плюс специалистов.
Сейчас нам необходимо наладить акселерационные программы, которые будут предусматривать и бизнесовую часть обучения. Нам нужно удерживать людей в отрасли и предлагать им дополнительные возможности развития в будущем уже на уровне мидл- и синьор-специалистов.
Говоря об обучении молодых специалистов, эксперты пришли к выводу: основную долю рынка составляют джуниор-специалисты, и многие из них не переходят на следующие уровни. Коллеги предложили несколько решений этой проблемы:
Студенты должны самостоятельно организовывать команды, создавать компании, потому сейчас очень мало площадок, куда они могу прийти.
В университетах мы учим студентов азам, в том числе основам менеджмента, однако они должны постоянно обучаться и прокачивать свои навыки самостоятельно. Специалист, приходя на первый курс, должен понимать, что он выйдет с портфолио и уже рабочей командой.
Владимир Прокуронов – заместитель директора по развитию АНО «Цифровая экономика» – выделил основную проблему:
Сейчас мы наблюдаем, что в целом ИТ-рынок состоит по большей части из джуниор-специалистов. И это значит, что дефицит мидл и синьор кадров охватил практически всю ИТ-отрасль.
В этом и есть проблема: даже если мы сейчас сделаем какой-то сумасшедше крутой проект по перепрофилированию проджектов и продакт-менеджеров gamedev , мало кто придёт, ведь специалистов в целом мало на рынке. И это, на самом деле, довольно глобальная проблема, которую нам предстоит решить.
Вячеслав Уточкин – со-основатель и генеральный продюсер Geeky House – также прокомментировал:
В gamedev люди самоорганизуются и создают шедевры даже без денег, и именно им важно задать правильный вектор развития.
В формирование позиционирования образовательных программ необходимо закладывать, что молодой специалист в будущем будет не только много зарабатывать, но и сможет развивать свои бизнесовые навыки. Поэтому сейчас нам необходимо системно подойти к тому, что будет после образования, а не во время, и объяснить это студентам.
Денис Татьянкин – руководитель направления «Игры» в Skillbox – также добавил про развитие менеджерских навыков у студентов:
В gamedev люди самоорганизуются и создают шедевры даже без денег, и именно им важно задать правильный вектор развития.
В формирование позиционирования образовательных программ необходимо закладывать, что молодой специалист в будущем будет не только много зарабатывать, но и сможет развивать свои бизнесовые навыки. Поэтому сейчас нам необходимо системно подойти к тому, что будет после образования, а не во время, и объяснить это студентам.