Как заработать деньги во времена турбулентности: на РИФ прошла секции «Деньги есть? А если найду?»
Дата публикации: 26 мая 2023
26 мая в рамках Российского Интернет Форума прошла секция «Деньги есть? А если найду?» при поддержке Кластера «РАЭК / СМИ», посвящённая монетизации бизнеса.
На ней эксперты из ТАСС, СберСеллер, Air Production и других известных компаний обсудили как во времена турбулентности можно находить новые источники дохода для СМИ. Важной частью дискуссии стало обсуждение диверсификации источников дохода и бренд-медиа.
Модератором встречи выступила Анна Иванова – директор департамента дистрибуции контента и технологий Rambler&Co. Вместе со спикерами она подняла темы заработка в нестабильное время, а также составила портрет современного потребителя. Подробнее о покупателях рассказали Лайус Кристина и Светлана Филия из СберСеллер:
В последнее время индекс потребительского оптимизма показывает позитивную динамику. И даже если мы рассмотрим его в составляющих, везде наблюдаются положительные тенденции.
Это значит, что люди начинают тратиться спокойнее, и потребительская активность возрастает. Кроме того, как показывает статистика, каждый четвёртый россиянин запланировал большую покупку в предстоящем году. Говорить о том, что покупатели стали спокойнее тратить свои деньги важно, потому что ещё в прошлом году рекламодатели очень сильно тормозили свои инвестиции, кто-то совсем их прекращал. Сейчас же мы наблюдаем спокойные настроения среди нашей аудитории и понимаем, что потихонечку можно возвращаться к предыдущим движениям и темам.
В ответ на выступление Кристины о повышении лояльности покупателей, в том числе к отечественным брендам, Светлана Филия – руководитель отдела продаж СберСеллер – также добавила:
С уходом иностранных брендов у российских компаний появилась важна точка привлечения внимания и взаимодействия с клиентами.
Этой точкой стал своеобразный эксперимент: то есть, чтобы теперь получить любимую вещь, нам необходимо выехать за границу, но такой возможности нет. Именно поэтому мы идём к русским дизайнерам и в российские магазины. Эксперимент с местной продукцией стал своеобразным трамплином для развития отечественных брендов. Поэтому именно сейчас важно развивать локальные магазины.
Важной частью дискуссии стало также обсуждения бренд медиа как возможности для привлечения новых денег в бизнес. Кирилл Кириллов – генеральный директор AIR Production – в рамках своего доклада обозначил, что 93% бизнесов не монетизируют свои медиа, в то время как создаёт их около 89%. Под бренд-медиа спикер подразумевал социальные сети, которые ведёт компания, сайт, корпоративные каналы и так далее. В рамках выступления Кирилл рассказал о главных трендах и преимуществах ведения собственных блогов:
В первую очередь, это компенсация ушедших из России социальных сетей. Сейчас, на примере нашей целевой аудитории, мы видим, что она ушла из Instagram и Facebook*, но не притянулась в другие каналы коммуникации.
На сегодняшний день актуальным является Telegram, и именно туда стоит приводить своего покупателя. Кроме того, хорошим преимуществом бренд-медиа является монетизация. Сейчас всё больше компаний пытаются монетизировать этот канал коммуникации, и мне кажется это правильным. Также тренд последних лет стал сторителлинг. Например, человек приходит на сайт почитать про любимый сериал, а ему выпадает ещё больше статей про актёров, видеороликов, тестов и так далее. Таким образом создается некий сторителлинг, который помогает удерживать пользователей на сайте и повышать конверсию.
Софья Павлова – руководитель коммерческого направления в компании «Звук» – также прокомментировала ситуацию с бренд медиа:
Для того, чтобы у бренда сформировалась связь со своими покупателями, действительно важно развивать бренд медиа.
Например, сейчас у нас есть подобная страница, где мы стараемся переходить к формату “другого анонса”, а также вводить нативные форматы внутри нашего приложения. Мы планируем развивать спецпроекты именно путём медиа, интеграций, путём коммуникации через телеграм каналы, наши соц сети и так далее.
Поскольку секция была посвящена зарабатыванию денег, эксперты также обсудили каким образом в нестабильные времена зарабатывают их компании. Юлия Шакирова – генеральный директор «ЕдимДома.ру» – поделилась свои опытом:
Очевидно, что далеко не каждый стартап залетает и по прошествии нескольких лет выживает.
Мы в компании тоже поняли этот факт, и разработали своеобразную стратегию: чем большее количество таких стартапов мы заведём, тем больше у нашей компании шансов развить будущей бизнес и заработать. Но стартапы не являются нашим основным каналом получения прибыли– на первом месте всё ещё остаётся реклама. Мы пробовали открывать интернет магазин на нашей площадке, но со временем поняли, что он просто не нужен. Мы отказались от этой идеи и начали вкладываться в онлайн-школу, курсы и так далее. Поэтому для зарабатывания денег, бизнесу необходимо правильно выстроить свою позицию и вкладываться не в то, что сейчас популярно, а в то, что реально необходимо.
Говоря о том, как зарабатывают современные СМИ, Алексей Бутенко – руководитель управления специальных проектов ТАСС – рассказал об основных трендах, которые в перспективе откроют новые возможности для привлечения денег. Среди них оказались: равноправный контент для каждого заказчика, развитие бренд медиа и других каналов коммуникации для клиента,адаптирование предложения под рынок, дистрибуции, а также взаимодействие с заказчиком:
Говоря о клиентском сервисе, мы поняли, что для нас важна и эмоциональная связь с заказчиками.
Сейчас необходимо показать им то, что мы все в одной лодке, и мы вместе должны продолжать производить качественный контент. Когда к нам приходит заказчик, нам важно уточнить лишь, что у него «болит» и бюджет. Всё остальное мы берём на себя. Конечно, на это уходит больше сил и ресурсов: мы часто встречаемся с клиентами, готовимся к каждой встрече, смотрим на бизнес изнутри и снаружи, обсуждаем детали с заказчиком. Но у этого есть свои плоды. Благодаря подобной стратегии количество пресейлов у нас выросло в 5 раз и в несколько раз увеличилось количество конверсий по сравнению с прошлыми годами. Именно поэтому важны коммуникации с заказчиками как до сделки, так и после заключения договора, ведь в первую очередь речь идет о возвращаемости клиентов.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.