Аналитики оценили опыт и перспективы использования ИИ в медиа и коммуникациях
Дата публикации: 19 июля 2023
Технологии искусственного интеллекта — это уже не далёкое будущее, а настоящее. Решение проблем этики и регулирования ИИ, и определение векторов внедрения технологий — актуальные задачи сегодня.
Это касается государства, социальной сферы, бизнеса, и медиаиндустрия не исключение. Журналисты работают с большими объёмами информации. Применение ИИ для автоматизации рутинных задач, обработки данных и даже генерации контента кажется неизбежным.
Отчёт «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях: практики российского медиабизнеса» чрезвычайно важен для отрасли, так как аккумулирует лучший опыт использования технологий ИИ в СМИ. Исследователи выявили основные драйверы применения ИИ в редакциях, возможности и риски. Выводы отчёта будут полезны не только исследователям — они имеют прикладную значимость для всего российского медиабизнеса
Искусственный интеллект – субъект конкуренции в медиа
По данным исследования, индустрия медиа и развлечений демонстрирует тенденции опережающего роста в мировом масштабе. После небольшого падения в 2020 году рынок медиа и развлечений показывает уверенный рост. Ожидается, что к 2026 году объем рынка составит более $ 2,9 трлн (по данным PwC’s Global Entertainment & Media OutLook 2022 - 2026). Однако пандемия все же серьезно повлияла на рынок – трансформировала привычки потребления и вызвала новые запросы аудитории. В 2022 году полного отказа от удаленных форм досуговой активности не произошло. Медийная активность стала активно перетекать в социальные сети и видеоплатформы, которые конкурируют между собой за внимание потребителя. По прогнозам, чтобы удовлетворить новые потребности аудитории, медиакомпании будут делать ставки на технологии искусственного интеллекта. Это позволит более точно настроить дистрибуцию контента, упростить написание текстов и многое другое. Однако сегодня российская медиасистема не входит в число индустриальных лидеров по диффузии ИИ-инноваций, но имеет высокий потенциал их развития – российская медиаиндустрия только начинает разрабатывать и планировать это направление.
Лидерство остается за крупным бизнесом
Согласно результатам исследования, технологии искусственного интеллекта активно внедряются в медиа и коммуникациях со стороны крупного бизнеса. Особенно среди компаний в области ИТ: Яндекс, VK, Сбер и другие. Помимо ИТ-гигантов в России ИИ-технологии начали применяться и в журналистике. Среди тех, кто занимается применением технологий ИИ – Интерфакс, РИА Новости, РБК, Sports.Ru и другие. Однако широкое применение технологий искусственного интеллекта в работе помимо преимуществ создает и риски. Такое использование может усугубить разрыв между крупным медиабизнесом и небольшими компаниями, которые не имеют возможности инвестировать в инновационный бизнес м мощную аппаратную поддержку.
Курс на автоматизацию рутинных процессов
Действительно, технологии ИИ упростили или заменили следующие рутинные операции редакционных систем и работников медиа: генерацию хроникальных заметок, категоризацию по топикам и геолокации, «обвесы», подбор бэкграундов, справочной информации; анализ пользовательских комментариев; создание нишевых новостных лент, рекомендательных сервисов дистрибуции контента, в т.ч. его персонализацию, распознавание речи для расшифровок, переводов, транскриптов, титров; распознавание образов и компьютерное зрение для подбора иллюстраций; верификацию и фактчекинг и др.
А наиболее значимыми в пятилетней перспективе, по мнению представителей медиаиндустрии, будут массовые внедрения технологий персонализации новостных лент и автоматизированной генерации текстов
Самой дискуссионной и острой темой обсуждения является генерация новостных заголовков при помощи ИИ – участники интервью схожи во мнении, что на данном этапе обращение к алгоритмам при создании медийного текста может быть ограниченным – качеством, темой, сложностью, источниками и др. К тому же, представители индустрии отмечают, что пока не существует идеально работающих программ, например, по расшифровке интервью. Человеку все равно приходится контролировать процесс обработки данных «умным помощником». Особенно, если речь идет о фактчекинге – процессе проверки достоверности той или иной новости.
Перспективы использования ИИ-технологий
Результаты исследования свидетельствуют о наличии достаточно богатого опыта использования ИИ в сфере медиакоммуникаций. При этом если некоторые технологии предназначены для индивидуального пользования, то вторые применяются на корпоративном уровне, и с ними работает узкая группа специалистов.
Среди технологий первой группы чаще всего упоминались голосовые помощники (41,5%), автоматические переводчики текста (27,3%) и текстовые расшифровщики аудиозаписей (26,7%). Во второй группе тройку лидеров составляют персонализация новостных лент (27,3%), рекомендательные сервисы (23,9%) и уже упоминавшиеся выше текстовые расшифровщики аудиозаписей (18,8%).
Тройку технологий ИИ, которые будут наиболее активно развиваться в сегменте медиа и коммуникаций в ближайшие пять лет, составили персонализация новостных лент (41,5%), автоматическое создание текстов (39,2%) и аналитика текстов (31,8%). Наименее оптимистично среди предложенных вариантов респонденты оценили перспективы технологий распознавания изображений (11,9%).
Драйверы и риски использования технологий искусственного интеллекта в медиа
Исследование показало, что благодаря использованию технологий искусственного интеллекта деятельность работников медиа серьёзно упрощается, рутинные задачи отдаются на откуп алгоритмам, и у журналистов освобождается время для решения творческих задач. Безусловно, это можно отнести к основным драйверам развития ИИ-технологий в редакциях российских СМИ. Есть и другие позитивные тренды использования технологий, среди которых: автоматическое преобразование текста в мультимедийные форматы, совершенствование автоматического перевода, замена рутинных операций.
Но вместе с позитивными трендами есть и риски, которые связаны с бесконтрольным распространением технологий – дипфейки, манипуляция контентом, финансовые затраты на поиск программных продуктов из-за отсутствия сформированного рынка девелоперов софта, отсутствие профессиональных навыков и другие.
В связи с этим серьезным вызовом является и вопрос выработки этических правил использования искусственного интеллекта в медиа и журналистике, а также их обязательной кодификации. С этим вызовом помогут справиться транспарентность работы редакций, сохранение за аудиторией права на информирование о взаимодействии с искусственным интеллектом; запрет на передачу полномочий искусственному интеллекту в вопросах нравственного выбора при подготовке медиаконтента; совместная ответственность редакции и разработчиков программного обеспечения за последствия работы систем искусственного интеллекта; определение круга потенциальных тем, для работы над которыми этически неприемлемо использование искусственного интеллекта.
Скачать исследование >>
Организаторы исследования:
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Подробнее: http://raec.ru/
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
НИУ ВШЭ основан в 1992 году. Осуществляет свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.
Подробнее: www.hse.ru
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Создан в 1952 году распоряжением Совета Министров СССР. Следует традициям университетского фундаментального образования и одновременно отвечает на современные запросы медиаотрасли, являясь одним из лидеров журналистского образования в России.
Подробнее: www.journ.msu.ru
Исследование было реализовано при поддержке: Союза Журналистов России, некоммерческой организации «Новые русские медиа», российской исследовательской компании Online Marketing Intelligence (OMI).