РАЭК: около 10 миллионов россиян активно слушают подкасты
Дата публикации: 20 октября 2023
20 октября на площадке АНО «Цифровая экономика» состоялась TALKовая конференция, посвящённая российской подкаст-индустрии. В рамках мероприятия было представлено исследование рынка подкастов в России.
Подкасты особенно выстрелили в период пандемии, но и сегодня их слушают многие пользователи.
Таким образом можно потреблять интересный или полезный контент, пока занимаешься спортом или едешь на работу. Вместе с тем подкаст-индустрия испытывает много вызовов: многие бренды не понимают, кто слушает подкасты, зачем в них рекламироваться, как анализировать подкасты. Поэтому у российского подкастинга есть потенциал, который ещё не раскрыт в полной мере.
В России насчитывается:
-
25-35 тыс. — общее количество подкастов в России;
-
более 50 профессиональных студий подкастов;
-
более 20 продюсерских центров и творческих объединений.
50% подкастов не выходят в настоящее время, но доступны к прослушиванию.
Лидерами российского рынка среди платформ являются «Яндекс.Музыка» и Apple Podcasts, на которых приходится 60% аудитории подкастов. Остальные 40% распределены по другим платформам («VK музыка», «Звук», SoundStream, CastBox, «Google подкасты», Red Basset и др.).
По оценкам РАЭК, активная аудитория подкастов в России составляет ≈10 млн человек. По данным АРИР (ранее — IAB Russia), количество россиян, которые слушали подкасты хотя бы один раз, увеличивается на 10% ежегодно. Так, в 2020 году подкасты слушали хотя бы один раз 11 млн человек, а к 2024 году, по прогнозам, таких людей будет уже 18 млн.
Среднее количество прослушиваний эпизода подкаста, по оценкам РАЭК, составляет 6000 прослушиваний в месяц. Опрос «Лайфхакера» показал, что аудитория подкастов достаточно активна: 41% респондентов слушают подкасты несколько раз в неделю, 33% — несколько раз в месяц, 12% — ежедневно, 12% — раз в неделю. Только 2% отметили, что вообще не обращаются к подкастам.
Стоимость запуска подкаста для брендов и организаций варьируется в среднем от 15 до 100 тыс рублей. Однако любой человек может запустить подкаст вообще без вложений. Для записи первого эпизода достаточно тех инструментов, которые уже есть в наличии или доступны бесплатно онлайн. Минимальный набор, необходимый автору — это желание, идея и смартфон с возможностью записи аудио.
Среди способов монетизации подкастов можно выделить прямые и косвенные способы. К прямым способам относятся рекламные интеграции и размещение рекламы в подкастах, донаты от слушателей, получение финансирования посредством краудфандинга и платные подписки. Среди косвенных — повышение личного статуса до статуса эксперта, привлечение клиентского трафика для компаний и продвижение личного бренда.
Объём рекламных размещений в подкастах быстро увеличивается. По оценкам АРИР, в 2022 году на продвижение в подкастах бренды потратили 590 млн руб. (рост на 79% относительно 2021 года). Рост аудитории подкастов привлекает к ним рекламодателей. Кроме того, в связи с различными ограничениями доступа к зарубежным рекламным площадкам, с которыми российский рынок столкнулся в 2022 году, бренды обратились к подкастам как к доступному и быстро развивающемуся способу продвижения.
В то же время пользователи в общей массе пока не готовы платить за прослушивание подкастов. По данным Mediascope, среди тех пользователей, которые платят за онлайн-контент, только 6% платят за подкасты (Mediascope Brand Pulse, вся Россия, население 12-64, 2023). Для сравнения, доступ к музыкальным сервисам оплачивает 21% платящей аудитории, доступ к видеосервисам — 20%.
Среди ограничений и вызовов рынка подкастов можно выделить:
-
отсутствие полной аналитики по рынку;
-
отслеживание накруток прослушиваний в подкастах;
-
инициативы по регулированию контента;
-
отсутствие чётких метрик и единых стандартов в аналитике;
-
ситуация на рынке рекламы (маркировка, снижение объёмов рынка);
-
спам-подкасты;
-
отсутствие инструментов и возможностей для переноса аналитики с хостинга на хостинг.
РАЭК отмечает следующие тренды рынка подкастов:
-
В России сформировался профессиональный рынок подкастов.
-
На рынке присутствуют сильные компании и более мелкие игроки, которые конкурируют между собой.
-
Подкасты становятся привычным форматом для аудитории.
-
Подкасты — значимый канал продвижения корпоративных и личных брендов.
-
Российский рынок обладает потенциалом для развития.
В рамках мероприятия РАЭК запустила кластер «Подкасты и цифровой контент», целью которого станет создание благоприятной среды для развития российской индустрии подкастов и цифрового контента.
До 15 ноября студии продюсирования и создания подкастов, индивидуальные аудио-креаторы, подкаст-платформы, сервисы хостингов и работы со звуком, а также другие компании, имеющие свой подкаст, могут подать заявки на Премию Рунета в номинации «Подкасты и цифровой контент».
Организатор TALKовой конференции — РАЭК. Соорганизаторами являются АНО «Цифровая экономика» и Podster.fm.