Как устроен рынок курьерской доставки «последней мили», рассказали студентам ВШЭ
Дата публикации: 28 ноября 2023
27 ноября состоялась лекция о «последней миле» в бизнесе в рамках образовательного трека РАЭК для студентов программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» НИУ ВШЭ.
Главный аналитик РАЭК Мария Сайкина рассказала о трендах рынка курьерской доставки «последней мили».
Рынок курьерской доставки «последней мили» объединяет компании, предоставляющие услуги экспресс и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя:
-
товаров (преимущественно доставка в сфере электронной коммерции);
-
документов, корреспонденции, посылок;
-
готовых блюд из ресторанов;
-
продуктов питания и товаров FMCG (e-Grocery).
Основные тренды:
Рынок курьерской доставки «последней мили» характеризуется развитой конкуренцией во всех сегментах. На рынке действует множество компаний с обширным региональным присутствием и широким спектром услуг.
ТОП-10 B2C-компаний, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров, на рынке представляют, в основном, крупные маркетплейсы, а также продуктовые ритейлеры. В 2022 году основной объем заказов (60 %) в сегменте электронной коммерции был доставлен крупнейшими маркетплейсами и собственными службами магазинов (по оценкам Data Insight).
Кроме того, на рынке действует также широкий спектр компаний, специализирующийся на курьерской доставке и оказывающий эту услугу в качестве внешнего партнера для компаний из различных отраслей, включая офлайн- и онлайн-ритейлеров.
Услуги курьерской доставки до двери предлагает абсолютное большинство присутствующих на рынке компаний. Вместе с тем, последние годы отмечаются активным ростом востребованности доставки в постаматы и ПВЗ. В 2022 году в сегменте электронной коммерции в постаматы и ПВЗ было доставлено 96 % заказов (по оценкам Data Insight).
Доставка «до двери» превалирует в сегментах доставки продуктов питания и готовой еды, но по количеству заказов данные сегменты все равно отстают от сегмента электронной коммерции.
Рост рынка стимулирует спрос на курьеров. В 2022 году в целом по России был зафиксирован спрос на более 300 тыс. курьеров (+113 % по сравнению с предыдущим годом) (по данным «Авито Работа»).
CEO BSL и «1С-БСЛ» Сергей Костин на примере практических кейсов показал, что «последняя миля» является неотъемлемой частью бизнес-процессов в ритейле, электронной коммерции и ресторанном бизнесе.
Российская ассоциация электронных коммуникаций и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ с нового учебного года запустили ежемесячное образовательное факультативное мероприятие для студентов на базе образовательной программы магистратуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Электронный бизнес и цифровые инновации».