Как устроен рынок курьерской доставки «последней мили», рассказали студентам ВШЭ

Дата публикации: 28 ноября 2023

Как устроен рынок курьерской доставки «последней мили», рассказали студентам ВШЭ

27 ноября состоялась лекция о «последней миле» в бизнесе в рамках образовательного трека РАЭК для студентов программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» НИУ ВШЭ.

Главный аналитик РАЭК Мария Сайкина рассказала о трендах рынка курьерской доставки «последней мили».

Рынок курьерской доставки «последней мили» объединяет компании, предоставляющие услуги экспресс и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя:

  • товаров (преимущественно доставка в сфере электронной коммерции);

  • документов, корреспонденции, посылок;

  • готовых блюд из ресторанов;

  • продуктов питания и товаров FMCG (e-Grocery).

Основные тренды:

Рынок курьерской доставки «последней мили» характеризуется развитой конкуренцией во всех сегментах. На рынке действует множество компаний с обширным региональным присутствием и широким спектром услуг.

ТОП-10 B2C-компаний, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров, на рынке представляют, в основном, крупные маркетплейсы, а также продуктовые ритейлеры. В 2022 году основной объем заказов (60 %) в сегменте электронной коммерции был доставлен крупнейшими маркетплейсами и собственными службами магазинов (по оценкам Data Insight).

Кроме того, на рынке действует также широкий спектр компаний, специализирующийся на курьерской доставке и оказывающий эту услугу в качестве внешнего партнера для компаний из различных отраслей, включая офлайн- и онлайн-ритейлеров.

Услуги курьерской доставки до двери предлагает абсолютное большинство присутствующих на рынке компаний. Вместе с тем, последние годы отмечаются активным ростом востребованности доставки в постаматы и ПВЗ. В 2022 году в сегменте электронной коммерции в постаматы и ПВЗ было доставлено 96 % заказов (по оценкам Data Insight).

Доставка «до двери» превалирует в сегментах доставки продуктов питания и готовой еды, но по количеству заказов данные сегменты все равно отстают от сегмента электронной коммерции.

Рост рынка стимулирует спрос на курьеров. В 2022 году в целом по России был зафиксирован спрос на более 300 тыс. курьеров (+113 % по сравнению с предыдущим годом) (по данным «Авито Работа»).

CEO BSL и «1С-БСЛ» Сергей Костин на примере практических кейсов показал, что «последняя миля» является неотъемлемой частью бизнес-процессов в ритейле, электронной коммерции и ресторанном бизнесе.

Российская ассоциация электронных коммуникаций и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ с нового учебного года запустили ежемесячное образовательное факультативное мероприятие для студентов на базе образовательной программы магистратуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Электронный бизнес и цифровые инновации».