Консолидированное межотраслевое сообщество. Зачем нужны общественные объединения?
Дата публикации: 30 мая 2024
В рамках РИФ прошла секция, посвященная роли отраслевых сообществ и ассоциаций.
Сегодня как никогда для достижения технологического лидерства отрасль нуждается объединение и в поддержке.
Бизнес, государство и ассоциации в различных отраслях экономики должны выработать новый подход для решения общих задач. Нужно ли создавать консолидированное межотраслевое сообщество и для чего сегодня нужны общественные объединения, обсудили приглашенные спикеры на дискуссионной панели.
Модератором секции выступил Сергей Гребеников, директор РАЭК.
Идея этой секции возникла по причине того, что раньше роль общественных организаций была очень значимой.
Тогда мнение отрасли было первоочередным. Все мы помним, как в какой-то момент профессия пиар-специалиста начала трансформироваться в “джиарщика”. Сейчас мы видим, что ситуация меняется: роль общественных организаций поменялась – с нами все меньше консультируются и спрашивают наше мнение. Пришло то время, когда необходимо что-то менять.
Сергей также отметил, что за каждой общественной организацией можно закрепить свою функцию, которую будет решать объединение, для помощи и взаимодействия с государством.
Например, по словам Сергея, в РАЭК, несмотря на присутствие крупных игроков ИТ-рынка, отстаиваются интересы среднего и малого бизнеса: «Уверен, что РАЭК удастся реализовать эту функцию и стать площадкой для роста и развития МСБ-сегмента».
Кроме того, в РАЭК активно развивается направление развития цифровой грамотности – Ассоциация не первый год выступает организатором Всероссийской акции «Цифровой Диктант».
В дискуссии принял участие генеральный директор АНО «Цифровая экономика»:
Отраслевые ассоциации играют важную роль в диалоге между бизнесом и государством, обеспечивая эффективное взаимодействие и согласование интересов.
На многочисленных встречах и обсуждениях на разных уровнях мы проводили закрытые совещания с представителями власти, обсуждая необходимые и желательные действия. В этот момент предприятия и организации решили объединить усилия для совместного противостояния возможным угрозам. Тогда мы объявили о начале «эпохи Рунета» и приступили к активной работе по «Рунетизации» российского сегмента Всемирной паутины. Затем возникла идея создания «Ассоциации ассоциаций» (РАЭК), вокруг которой начало формироваться сообщество и проводиться необходимая аналитика для мониторинга развития отрасли. Мы осознали, что можем не только зарабатывать, но и влиять на социальные процессы. Стало ясно, что наша сфера настолько социально ответственна, что способна в течение 2–3 месяцев без стремления к наживе и получению прибыли перевести всю нашу жизнь в онлайн.
Про задачи Альянса по защите детей в цифровой среде рассказала Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде:
Правильная идея о том, что необходима матрица, где будут понятно распределены игроки.
Важно понимать, что если мы говорим об Альянсе, то это не в чистом виде общественная организация. Это бизнес-сообщество, которое добровольно взяло на себя обязательство сформировать безопасную интернет-среду.
Про Центр Знаний «Машук», а также про образование преподавателей рассказала Екатерина Егошина, заместитель генерального директора ЦЗ Машук:
Машук – это образовательный центр для учителей. Не так давно к нам начали поступать запросы от крупных корпораций с целью участия в межотраслевых проектах.
Запрос на доступ к школьной и профессиональной аудитории сегодня высок, поэтому мы проводим множество программ с корпоративными партнерами. Одной из самых популярных тем, вызывающий колоссальный интерес у педагогов, – это цифровая грамотность. Мы планируем разработку универсального образовательного модуля по этой теме, который, как минимум, будет преподаваться в рамках наших программ. Туда как раз могут войти вопросы цифровой безопасности, которые учителя уже дальше бы транслировали своим ученикам. Машук – это организация диалога, где партнеры могут поговорить за пределами строгих учебных планов.
Про производство отечественного контента и роль ИРИ в развитии отрасли рассказал заместитель генерального директора ИРИ Борис Единин:
У нас хорошая наследственность – ИРИ был создан как экспертная площадка по объединению, усилению сообщества и продвижению лучших технологических практик во всех сферах.
С 2020 года мы выполняем немного другую функцию, являясь оператором государственной субсидии, но исходный ген стараемся нести до сих пор. Мы ощущаем, что сегодня наша роль не просто предоставить средства из федерального бюджета, но и стараться создавать атмосферу межотраслевого доверия.
Александр Михеев, генеральный директор АПРИОРИ, рассказал о развитии игровой индустрии в России и предложении о создании отраслевых объединений:
В 2022 году случилось событие, которое отрезало доступ к глобальным платформам дистрибуции, независимо от формы контента.
В том году мы собирались на РИФ, где обсуждали будущее российского GameDev – тогда возникли идеи о создании профильных ассоциаций, потому что в рамках сложных или очень хороший периодов необходимо консолидироваться и выстраивать диалог с государством.
Генеральный директор РФРИТ Александр Павлов рассказал об инвестициях в проекты:
Если у общественных общественных организаций есть “переваренные внутри” полезные и нужные инициативы, и государство их видит, слышит и на них реагирует – это то самое необходимое полезное взаимодействие, которое нацелено на достижение результатов всех сторон.
Мы именно так и действуем, отрабатывая задачи по общественным целям и инициативам.
Про международное сотрудничество и вывод российских компаний за рубеж рассказал генеральный директор Центра глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущено:
Мы работаем над тем, чтобы Центр участвовал в повышении уровня и качества российского экспертного сообщества в глобальной ИТ-кооперации.
Мы представляем наше экспертное сообщество с лучших сторон, нам действительно есть чем гордиться. Важно донести эти знания до людей, проживающих за пределами России. Что касается вопроса про снижение значимости общественных организаций, я напротив считаю, что их роль не снижается, а только растет, по крайней мере на международном уровне.
Про взаимодействие рекламного рынка с государством рассказал Борис Омельницкий, президент АРИР:
Мы ассоциация, объединяющая частных игроков, тех, кто делаем рекламные продукты, живя в парадигме задачи роста и сохранения рынка интерактивной рекламы.
И с государством мы взаимодействуем в те моменты, когда совместно обнаруживаем риски и вызовы. Государство не дает нам технического задания, как должен выглядеть баннер или ролик, так как это непосредственно те компетенции, связанные с нашими медиа-продуктами. От государства мы слышим описание круга вызовов и проблем рекламы, которые их волнуют. Роль ассоциации в данном случае заключается в объединении ресурсов и компетенций игроков коммуникационно-рекламного рынка, где ассоциация выступает как трибуна в диалоге с представителями регуляторов, надзорных органов, общества именно тогда, когда у них возникают вопросы.
Сооснователь и генеральный директор Digital-агентства «Интериум» Валерий Сидоренко также прокомментировал тему взаимодействия бизнеса и государства:
Тема достаточно интересная, на мой взгляд. Я представляю АКОС, ей в этом году исполняется 25 лет.
Задача установления диалога бизнеса с государством и создания правил появилась давным давно. Тогда рынок выглядел несколько хаотично. Сейчас ситуация, по сути, не сильно отличается, потому что бурный рост диджитала повлиял, пандемия, СВО. На фоне всех этих изменений нужно структурироваться и вести диалог с государством.
Организатор форума — РАЭК, соорганизатор – АНО «Цифровая экономика», организационный партнёр — Координационный центр доменов .ru /.рф. Форум проходит при поддержке Минцифры России и национального проекта «Цифровая экономика». Широкую отраслевую поддержку форуму оказывают ключевые представители ИТ-отрасли – VK, Тинькофф, GigaChat, Kokoc Group, ПАО «Ростелеком», Яндекс, ЦИАН, OZON, Ru-Center, RUTUBE, Авито, iContextGroup, Инстайт люди, ЗВУК, BelkaCar, Mobiads, МТС Юрент, Jami lup, Basis, Sparrow, ЛизаАлерт.
Отраслевую поддержку оказывают: АКАР, АРИР.
Информационную поддержку форуму оказывают официальный медиапартнер – Rambler&CO, генеральные информационные партнеры – ТАСС, РИА Новости, Hi-Tech Mail, КоммерсантЪ, Российская Газета, Комсомольская правда, РИА Новости, Аргументы и факты, холдинг «Европейская медиагруппа», Новое Радио, Novikov TV, HABR, а также информационные партнеры форума – Москва 24, ТопБлог, Ресурсный центр новых медиа, газета «Вечерняя Москва», NEWS.RU, Цифровой океан, Технопарк Санкт-Петербург, News.RU, Эксперт, Выбери.РУ, МЕЛ, ОТР, телеканал МИР 24, Эксперт, IT-World, PR News, Ex Libris, TimeOut, МЕЛ, 2Leads.