Совершенствование национальной логистики будет способствовать повышению качества доставки
Дата публикации: 5 апреля 2013
Рост объемов пересылаемых по почте международных отправлений на 100% в год и внутренней корреспонденции на 15% по итогам 2012 года заставил всех участников рынка говорить о сдерживающих факторах развития рынка дистанционной торговли. Проблемы роста, на себе их почувствовала в первую очередь Почта России, которая является сегодня основным оператором на рынке доставки товаров от продавца покупателю.
В продолжение диалога, начатого в рамках IV Евразийского транспортно-логистический форума «Барьеры и точки роста для транспортной инфраструктуры России», Почта России организовала открытую дискуссию на тему «Качество почтовых услуг: особенности российской логистики».
4 апреля 2013 года, в пресс-центре ВГТРК собрались политики, эксперты, представители общественных организаций для обсуждения проблем роста и путей преодоления отставания в развитии сферы предоставления услуг, в том числе дистанционной торговли.
Алексей Валентинович Митрофанов, Председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи подчеркнул, что современная почта – это комплекс дополнительных услуг – от финансовых до государственных. В российских условиях она несет серьезную социальную нагрузку, объединяет страну и стратегически важна для государства.
Однако высокий износ инфраструктуры, устаревшая технологическая база и большой процент ручного труда сдерживает переход отрасли на новый качественный уровень. Плюс к этому в условиях резко возросших объемов фактически труд работников почты начинает граничить с героизмом.
Почтальоны - это социальные работники. Тем отделениям, где тяжело, нужно искать помощи у местных властей и отделений партий. Это можно и нужно решать, а не рассматривать оптимизацию сети. Социальные последствия этого будут очень серьезными и плачевными. По нашим ожиданиям, в апреле будет внесен законопроект о почтовой связи. Законопроект касается огромной отрасли, в которой работают 400 тыс. человек и мы как законодатели относимся к принятию этого закона с большой ответственностью и понимаем, что придется сложно. |
Председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи
|
Позицию председателя комитета поддержал Александр Сергеевич Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России»:
Почтовое отделение в шаговой доступности в крупном городе и почта в маленьком поселке на Чукотке - это разные по значимости отделения для населения. При сокращении удаленных почтовых отделений надо понимать со всей ответственностью, что населенные пункты могут просто умереть. Там закончится жизнь с нашим уходом. Либо государство помогает их содержать, либо сокращает, понимая, что за этим следует. То есть сегодня ровно тот переломный момент, когда существующая инфраструктура при износе основных средств на 60% не может обслуживать лавинообразно растущий поток товарных посылок. Нужны серьезные инвестиции для того, чтобы преодолеть кратное отставание от развитых стран по такому показателю как количество посылок на душу населения в год. Даже в странах Восточной Европы он достиг уже 4-5 штук на душу населения, я уже не говорю о Германии, где он больше 11. Мы тоже растем по этому показателю, но есть ряд очень серьезных внешних и внутренних сдерживающих факторов, они носят системный характер. И решаться они должны системным образом. |
Руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России»
|
Обсуждая возможности альтернативной инфраструктуры участники дискуссии высказывали закономерное сомнение в возможности построения аналогичной государственной системе федерального оператора с частными инвестициями. Это крайне затратное и долгосрочное мероприятия без ясных перспектив по возврату инвестиций. Представители бизнеса, имеющие собственный опыт в создании системы логистики были еще более категоричны. Нина Павловна Могилевская, директор службы доставки OZON Holdings считает:
Собственная курьерская доставка - это российская специфика. В мире этим занимаются почтовые организации. Мы видим эту перспективу для нас в России, поэтому мы заинтересованы в развитии почты. Мы заинтересованы в почте, в ее стабильной работе. |
Директор службы доставки OZON Holdings
|
Однако чтобы построить доступную по ценам, эффективную и оперативную систему доставки товаров населению такой большой страны недостаточно просто обновить парк машин Почты России или автоматизировать сортировку, чтобы система работала эффективно, нужно стратегическое взаимодействия между всеми участниками этого процесса: стремительно развивающейся электронной коммерции, государства, транспортных и логистических компаний. Об этом говорил Глеб Николаевич Шуклин, заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК):
Очень важно, чтобы национальный оператор больше работал с субъектами рынка, собирал и анализировал обратную связь в постоянном режиме. Оперативная доставка товаров по всей стране, продуманная логистика почтовой инфраструктуры, гарантии качественного сервиса на последней миле — все это является залогом успешного роста бизнеса. Эта задача для рынка электронной торговли является критически значимой, и решить ее можно в связке государство, бизнес, Почта России. |
Заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)
|
Не замедлит сказаться позитивный процесс и на отношении людей к поставщикам услуг. По информации Эллы Борисовой, руководителя направления бизнес-исследований ВЦИОМ наши граждане демонстрируют лояльное отношение и замечают изменения:
В прошлом году наши независимые исследования проводились по физическим лицам по 10 больной шкале. Удовлетворенность достигает 7 баллов. Это говорит о том, что мы понимаем, что такое почта, что от нее ожидать и за какие деньги. Мы также измерили оценку близости Почты России к идеалу. Это - 5.7 баллов. Это также говорит о том, что пользователи почты увидели изменение качества обслуживания. Да это развитие качества не быстрое, но оно стабильно происходит. |
Руководитель направления бизнес-исследований ВЦИОМ
|
Главный вывод, к которому пришли участники дискуссии - нужна консолидация усилий. От законодателей - адекватный закон, а от бизнеса и правительства – действий, которые смогут решить значительную часть инфраструктурных проблем отечественного рынка доставки без ущерба для социальной составляющей.