Рынок гостеприимства в России: отельеры назвали основные тренды отрасли

Дата публикации: 12 марта 2025

Рынок гостеприимства в России: отельеры назвали основные тренды отрасли

12 марта 2025 года, Москва – Российские отельеры фиксируют позитивные итоги 2024 года и с оптимизмом оценивают прогнозы на 2025. 

Как показывают результаты исследования сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, большинство представителей отрасли отметили ощутимый рост загрузки своих объектов в 2024 году. При этом онлайн-тревел агентства (ОТА) остаются ключевым каналом продаж, помогая привлекать новых гостей и увеличивать загрузку. Так, подавляющее большинство отельеров (63%) рассказали, что на собственные прямые продажи приходится менее половины всех бронирований. Доля объектов, которые могут загрузить свои объекты более чем на 90% без участия онлайн-тревел агентств (ОТА), насчитывает лишь 1%. Более половины опрошенных признались, что усилили свое присутствие в каналах ОТА в 2024 году.

Рост загрузки и цен

Каждый второй отельер, опрошенный Островком, отметил рост загрузки своего объекта размещения в 2024 году (54% респондентов). Причем половина из них видят увеличение на 10-20% от средней загрузки 2023 года, почти каждый третий – рост до 10%, каждый пятый – на 21-30%.

Владельцы апартаментов также наблюдают позитивную динамику – рост занятости объектов зафиксировали 45% опрошенных.

В 2025 год представители гостиничного бизнеса смотрят оптимистично и прогнозируют положительную динамику загрузки. Почти каждый второй отельер рассчитывает на рост занятости своего номерного фонда (48%). Ключевыми факторами роста они называют развитие внутреннего туризма.

Каждый третий считает (38%), что уровень загрузки сохранится на уровне прошлого года, о потенциальном снижении упоминает лишь 14% опрошенных.

Любопытно, что высокие темпы роста спроса со стороны туристов в 2024 году позволяли бизнесу адаптировать ценовую политику без потерь для загрузки. Так, более 80% отельеров и около 70% владельцев апартаментов признались, что увеличили стоимость своих услуг по сравнению с 2023 годом.

При этом большинство повысило цены на 5-10% или на 11-20% по сравнению с ценами 2023 года. Это свидетельствует о высоком спросе на рынке, позволяющем бизнесу адаптировать ценовую политику без потерь для загрузки.

Прямые продажи и работа с ОТА

Онлайн-тревел агентства (ОТА) продолжают играть ключевую роль в продажах на рынке гостиничного бизнеса и посуточной аренды. В результате опроса отельеров, две трети респондентов сообщили, что прямые продажи обеспечивают меньше половины бронирований в гостинице, тогда как только 1% может полностью загрузить свои объекты без участия ОТА.

Темпы цифровизации на гостиничном рынке за счет OTA продолжает увеличиваться: 62% владельцев апартаментов и 55% представителей отелей заявили, что нарастили долю продаж через онлайн-сервисы в 2024 году. В то же время каждый третий отельер планирует дальнейшее расширение присутствия на подобных площадках.

При этом прямая дистрибуция остается важной стратегией продаж, особенно для гостиниц: 52% отелей в 2024 году инвестировали в развитие собственных сайтов. Среди владельцев апартаментов таких оказалось значительно меньше – 16%.

Каждый пятый сделал ставку на социальные сети – 19% отелей и апартаментов ставили своей задачей увеличить продажи через этот канал.

Мы видим, что отельеры и владельцы апартаментов все более осознанно подходят к управлению продажами.

Многие уже научились выстраивать прямую дистрибуцию, однако для поддержания стабильно высокого уровня загрузки работа с онлайн-тревел агентствами остается одним из ключевых направлений. Мы рады быть для отельеров опорой в построении бизнеса – уже 15 лет Островок помогает участникам рынка заполнять свои объекты, повышать доходность и увеличивать лояльность гостей. Кроме того, мы делимся аналитикой, проводим образовательные программы и мероприятия, чтобы давать партнерам эффективные инструменты для роста, а также создаем возможности для обмена опытом между участниками рынка.

Дарья Кочеткова

Дарья Кочеткова

ОстровокУправляющий директор

Кадровый дефицит на рынке гостеприимства

Исследование Островка также затронуло кадровый вопрос на рынке классифицированных отелей. Как оказалось, это одна из ключевых проблем, с которой столкнулись отельеры в 2024 году. Почти каждый второй представитель гостиницы (48%) отметил выраженный дефицит кадров, а каждый третий (33%) – сообщил о трудностях, хотя они не были критичными. Лишь 19% участников опроса заявили, что проблем с персоналом не испытывали.

Наибольший недостаток кадров наблюдался в службе хозяйственного обеспечения (housekeeping), департаментах приема и размещения, организации питания и инженерно-технической службы.

Новый портрет гостя

Исследование показало, что в обоих сегментах бизнеса – и в отелях, и в апартаментах – в 2024 году вырос спрос со стороны семейных туристов с детьми, а также увеличилось число корпоративных путешественников.

Если рассматривать аудиторию детальнее, то среди гостей отелей преобладают пары без детей (31%), за ними следуют бизнес-туристы (29%). Доля семей с детьми и соло-туристов была практически одинакова (18-19%).

В сегменте посуточной аренды картина несколько иная: основную долю туристов составляли гости с одним ребенком или несколькими (43%), а также пары без детей (42%). И хотя корпоративные туристы пока занимают долю на уровне 7%, владельцы апартаментов ощущали рост этого сегмента в 2024 году, а также видят перспективы для его дальнейшего расширения.

Любопытно, что иностранные гости занимают одинаковую долю в портрете туристов как отелей, так и апартаментов – около 2-3%.

Прогноз на 2025 год

Оптимизм участников рынка подтверждают их планы: две трети опрошенных владельцев апартаментов для посуточной аренды (57%), планируют масштабировать бизнес и взять в управление еще несколько новых объектов.

Одним из главных трендов 2025 года станет увеличение корпоративного и семейного туризма: 78% отельеров намерены привлекать больше деловых путешественников, а 39% – гостей с детьми. Отельеры также видят перспективы для развития въездного туризма в Россию: 27% участников исследования планируют активнее работать с туристами из Азии и стран Ближнего Востока. Столько же (27%) – с туристическими группами как зарубежных, так и российских путешественников. Каждый четвертый респондент хотел бы развивать сегмент событийного туризма и проводить на базе своих объектов праздники, корпоративы или конгресс-мероприятия.

Инвестиции в развитие отелей и апартаментов

Растущие ожидания туристов от сервиса становятся катализатором перемен в индустрии гостеприимства. Отельеры делают особую ставку на технологии: в 2025 году каждый второй планирует вывести на новый уровень цифровые коммуникации с гостями – запускать мобильные приложения, внедрять чат-боты и отвечать на запросы гостей через мессенджеры (53%). Примерно сколько же планируют заняться обновлением инфраструктуры своих гостиниц (51%) и инвестируют в обучение персонала (49%).

В сегменте посуточной аренды жилья также планируются преобразования: в этом году почти две трети владельцев апартаментов намерены обновить интерьер в своих объектах (56%), каждый третий решается на более решительные шаги – капитальный или частичный ремонт (38%). Каждый шестой представитель отрасти (15%) намерен добавить в свои объекты удобства для детей, чтобы привлекать больше семейных туристов.

Выводы

Исследование Островка подтверждает, что 2024 год стал годом адаптации и роста для отельного бизнеса и рынка посуточной аренды жилья в России. Отельеры и владельцы апартаментов активно инвестируют в качество сервиса, внедряют цифровые решения и расширяют каналы продаж для привлечения клиентов.

В 2025 году ожидается дальнейший рост рынка, в том числе за счет корпоративного и семейного туризма.

При этом диверсификация продаж остается в центре внимания как в сегменте классифицированных отелей, так и малых объектов размещения, поэтому онлайн-тревел агентства продолжат набирать популярность в качестве партнеров для любого типа гостиничного бизнеса, помогая привлекать клиентов и обеспечивать стабильную загрузку.

Презентация >>

О сервисе Островок

Островок — сервис онлайн-бронирования размещения для самостоятельных путешественников. Компания предоставляет клиентам более 2 600 000 вариантов в гостиницах, хостелах, апартаментах, квартирах от прямых поставщиков и крупных партнеров. Преимущества сервиса: широкий выбор инвентаря, прозрачное ценообразование, низкие цены и большое количество отзывов путешественников. Ежемесячная посещаемость сайта превышает 20 млн. Количество мобильных установок приложения превысило 8 млн.

В 2020 году Островок стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Цифровой туризм», а также победителем в категории «Отдых и развлечения» в рамках премии «Рейтинг Рунета». В 2019, 2020 и 2021 году Островок признан лучшим онлайн тревел-агентством в России по версии международной премии World Travel Awards. В 2023 году Островок получил Премию Рунета в номинации «Туризм и индустрия гостеприимства», а мобильное приложение сервиса было названо одним из лучших приложений для бронирования отелей по мнению Роскачества. В 2024 году Островок стал победителем премии «Выбор потребителей» в номинации «Услуга года в сфере туризма и отдыха», а мобильное приложение сервиса было признано лучшим в категории «Отдых и развлечения» в «Рейтинге Рунета».