Позиция РАЭК в отношении 150-152 статей ГК РФ (законопроект 47538-6/3)

Дата публикации: 14 Февраля 2013

Позиция РАЭК в отношении 150-152 статей ГК РФ (законопроект 47538-6/3)

Комиссия по правовым вопросам и Комиссия по интернет-СМИ РАЭК выражают опасения в связи с планируемыми к принятию во втором чтении поправок к ст. 150-152 Гражданского кодекса РФ (Нематериальные блага, защита чести, достоинства и деловой репутации), включенных в законопроект № 47538-6/3, которые могут существенным образом изменить подход к распространению информации. 

Указанными поправками предлагается ввести ответственность любого лица (не только средств массовой информации) за распространение любых сведений, несоответствующих действительности, независимо от наличия порочащего характера данных сведений; установить официальное признание таких сведений ложными (опровергнуть); вводятся возможность требовать удаления этих сведений под угрозой блокировки ресурса и бессрочный характер для использования данного права. 

Поддерживая идею о необходимости урегулирования проблемы распространения недостоверных сведений, считаем, что в текущем варианте поправок предлагаемый способ ее решения может не достигнуть своей цели, и даже иметь прямо противоположный эффект из-за технических недоработок текста законопроекта. 

По нашему мнению, поскольку на истцов не возлагается обязанность доказывать соответствие действительности оспариваемых фактов, а достаточно лишь заявления о ложности, у недобросовестных истцов появится возможность признавать ложью и требовать удаления важных и скрываемых ими сведений на том основании, что СМИ не смогло предоставить суду процессуальных доказательств по соответствующим фактам (документов, показаний свидетелей и т.д.), а также возможность требовать от СМИ раскрытия источников по любой публикации под угрозой удаления материалов. 

Кроме того, в предложенном варианте поправок ответственность СМИ за любую неточность или техническую ошибку уравнивается с ответственностью за распространение не соответствующих действительности порочащих сведений, а предусмотренная поправками обязанность СМИ наряду с опровержением предоставить право на ответ приведет к возложению на средства массовой информации двойной меры ответственности за одно нарушение. 

В результате принятия поправок в существующей редакции могут возникнуть и другие проблемы с распространением информации, например: 

  • поправками предусматривается возможность уничтожения материальных носителей с изображением гражданина. При этом не предусмотрено исключение для ранее введенных в оборот экземпляров (книги, журналы, диски и т.д.), что может повлечь за собой требования об их изъятии, например, у граждан-владельцев или из фондов библиотек; 
  • вводится запрет на распространение без согласия гражданина информации о любых фактах, имевших место в отношении такого гражданина (а не только сведений о частной жизни), и для правомерности распространения информации будет необходимо доказать наличие общественного интереса. На практике это может быть использовано для предъявления к СМИ судебных исков за любое упоминание физического лица с целью запрета распространения любой информации о нем, даже относящейся к публичным фактам жизни такого гражданина, его взаимодействию с иными гражданами и организациями (в том числе его профессиональная, публичная деятельность). СМИ будут вынуждены по каждому такому факту публикации доказывать в суде наличие общественного интереса, что существенно затруднит и даже может поставить под удар их профессиональную деятельность. 

На наш взгляд, необходимо также уточнить и заменить некоторые используемые в поправках термины и формулировки в целях исключения их двойственного толкования, нарушения сложившейся судебной практики, а также исключения конфликта указанных норм с положениями законодательства о средствах массовой информации. 

Выражаем серьезную озабоченность в отношении данных поправок и считаем важным провести их доработку до их вынесения на второе чтение.

Позиция РАЭК была озвучена 14 февраля 2013 года на заседании Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи и направлена официальным письмом председателю Комитета.

Теги: ГК, СМИ, Деловая репутация